21 фото
В столичном Мультимедиа Арт Музее с 5 июня по 21 июля проходит выставка Франка Орвата «Дом пятнадцати ключей» — большущая ретроспектива классика и революционера мировой фото, который в 50-х одним из первых привнес в работу для престижных изданий и дизайнеров принципы уличной репортажной съемки, а потом в протяжении охватившей наиболее 7 десятилетий карьеры не раз и не два перепридумывал собственный стиль поновой, реагируя на перемены как мира вокруг, так и доступных фотографам технологий. В галерее «Ленты.ру» — некие из наилучших работ живущего в Париже, но считающего себя гражданином мира Франка Орвата.
Орват не раз гласил, что сначала карьеры бесценное воздействие на его стиль оказал величавый фотограф Анри Картье-Брессон — это он порекомендовал выросшему в Италии выходцу из семьи докторов поменять наиболее массивную камеру на небольшую Leica и отправиться в путешествие по Азии, снимки из которого и принесли Орвату первую известность. В 1955-м юный фотограф основался в Париже и уже там заслужил статус революционера и классика жанра.
Для специального проекта The Guardian «Мой наилучший кадр» Орват избрал конкретно этот снимок — изготовленный им в парижском борделе Le Sphynx в 1956-м. По впечатлениям Франка, Париж 1950-х разительно различался от того романтичного, идеализированного вида, который складывался в работах фотографов-гуманистов: «Это был бедный, запущенный город. О районе Пигаль пели песни и придумывали стихи, но это было злачное, грязное пространство».
В 1955-м Орват провел несколько месяцев в Лондоне, где сделал серию фоторепортажей, в каких умудрился выудить парадоксы британского вида жизни. На его снимках отлично видно, как тесновато британский консерватизм переплетен с неизбывной эксцентрикой жителей английской столицы.
В 1956-м Орват по заказу южноамериканского агентства сделал цикл фото о ночной жизни Парижа для мужских журналов — в итоге в его объектив попали не воображаемые гламур и лоск городка, который постоянно с тобой, а противоречивая, нередко неприглядная жизнь еще не оправившейся от войны французской столицы.
Заглавие собственной ретроспективы «Дом пятнадцати ключей» Орват разъясняет так: «Мой эклектизм имел свои минусы. Некие сомневались в моей искренности. Некие утверждали, что у моих работ нет собственного стиля, «как будто они сделаны 15 разными авторами». Потому я перебрал все свои снимки (точнее, все те, что сохранились) в поиске общего знаменателя. Но я отыскал не один, а 15, которые просматриваются (так либо по другому) в протяжении всех этих лет. Я именовал их ключами».
Одним из возлюбленных приемов Орвата в протяжении всей его карьеры был поиск в обыденных, ежедневных ситуациях подспудного гротеска и бреда, по этому его фото нередко преисполнены практически умопомрачительного символизма.
Орват, как он признался в недавнешнем интервью порталу Artnet, считает себя самым неведомым известным фотографом — зато он убежден, что его фото, основанные на интересе к настоящей жизни, а не павильонных опытах, никогда не выйдут из моды.
Когда посреди 1950-х Орват — по его словам, ради заработка — обратится к жанру фэшн-фотографии, главным элементом его способа станет выбор моделей. При этом, как гласит фотограф, часто решение о приглашении модели на съемку он будет принимать еще до личной встречи, по звуку дамского голоса во время телефонного разговора.
Сначала 1960-х уже сделавший для себя имя в репортажной и престижной фото Орват обратился к жанру фотожурналистики и сделал кругосветное путешествие, снимки из которого печатал германский журнальчик Revue.
По словам Орвата, конкретно эта фото, изготовленная для журнальчика JDM, принесла ему больше всего средств, став его самым известным в фэшн-индустрии снимком. Вообщем, он признается, что не питает к этому кадру большенный любви — хотя бы поэтому, что его мысль вполне принадлежит арт-директору издания.
По злой драматичности, в 1980-х Франк Орват длительное время мучился от заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности) глаз. Из-за невозможности снимать он выполнил один из самых увлекательных собственных проектов — сделал серию интервью с иными величавыми фотографами: Робером Дуано, Йозефом Куделкой, Эдуаром Буба, Хельмутом Ньютоном, Сарой Мун, Доном МакКаллином.
Орват опровергает тот факт, что фото принадлежит к числу зрительных искусств: «По-моему, фото куда поближе к поэзии — ну либо как минимум неким ее видам, к примеру, хайку».
Невзирая на то что Франк Орват считается революционером фэшн-фотографии, сам он длительное время собственной работы для престижной промышленности стыдился, считая, что в наилучшем случае служит интересам дизайнеров, а без помощи других высказываться ему удается лишь в фотожурналистике: «Я считал фэшн-фотографию проституцией». Лишь по прошествии десятилетий он, по его словам, начал ценить некие из собственных работ в этом жанре.
Выбор снимков для охватившей всю карьеру Орвата ретроспективы «Дом пятнадцати ключей» определялся не столько темой, жанром либо объектом съемки, сколько своими эмоциями фотографа — тем, как личным вышел его контакт со изготовленным десятилетия вспять кадром.
Орват гласит, что каждое десятилетие язык его фото изменялся — наиболее того, был различным зависимо от жанра съемки и ее заказчика. При всем этом он признает, что самыми пользующимися популярностью числятся его снимки, изготовленные в 60-х.
Главной инновацией Орвата в фэшн-фотографии считается вывод моделей из павильона на улицы — это решение приветствовали кутюрье, творения которых таковым образом оказались в контексте ежедневной жизни. Сам же фотограф гласит последующее: «Ричард Аведон снимал моду на улицах до меня. А до войны это делал Мартин Мункачи. Но, в отличие от меня, они не добивались от моделей подлинных, личных эмоций на снимках. Это не означает, что я непременно желал переспать с этими дамами. Время от времени — да, но нечасто».
«Если б я мог начать жизнь поновой, то стал бы писателем, а не фотографом», — признается Орват.
В отличие от почти всех коллег, Орват приветствовал каждую инновацию в фото: он работал с цветом уже в 1950-х, в 1970-х перебежал на цифровую съемку, в 1990-х открыл себе Photoshop и компьютерные технологии, а на данный момент экспериментирует с соц сетями — раз в день выкладывает в Facebook диптих из 2-ух снимков, тем подталкивая подписчиков отыскать нечто, их соединяющее.
«Чем больше дистанция, отделяющая от какого-то временного периода, тем увлекательнее он кажется. Вообщем, может быть, в 1-ые десятилетия карьеры у меня просто было больше вдохновения», — оглядывается вспять Орват.
В 50-х и 60-х, по мемуарам Орвата, дамы, считавшиеся прекрасными, встречались пореже, чем на данный момент. Вообщем, как признается фотограф, краса современных дам кажется ему почти во всем стереотипической.
Орват гласит, что почти во всем завидует писателям и режиссерам, поэтому что у их куда больше способностей поведать историю, чем у фотографов. Потому посреди его возлюбленных работ — те, что были изготовлены в рамках особых фотоисторий, как, к примеру, посвященный Хичкоку цикл снимков для Vogue.