85 лет исполнилось Брайану Де Пальме, создателю таковых знаменитых кинофильмов, как «Лицо со шрамом», «Миссия: Неосуществима», «Кэрри», одной из главных фигур Новейшего Голливуда, который практически в одиночку перепридумал на рубеже 1980-х жанр эротического триллера. Чем еще мир должен одному из самых недооцененных классиков современности, ведает «Лента.ру».
Война и зайчики
Брайан Де Пальма не интересовался фильмами до поступления в институт. Правда, и там на его факультете не преподавали режиссуру — юный студент-физик стал членом любительского киносообщества, члены которого фанатели от французской новейшей волны и авангардных короткометражек. Скоро Де Пальма и сам стал снимать недлинные метры — по кинофильму в год. А чтоб прокормить себя и собрать хоть некий съемочный бюджет, клепал документальные ленты на заказ. Опосля окончания института Де Пальма поступил в институт искусств, где изучал театр. Но всему, что соединено со съемкой, режиссер научился сам, так и не получив никакого формального кинообразования. Его ранешними вдохновителями стали Альфред Хичкок и Жан-Лючок Годар.
На дворе — 1960-е, тревожное время войны во Вьетнаме и расцвета протестующей против южноамериканского империализма контркультуры
Чтоб избежать призыва, Де Пальма чуток не свел себя в могилу, употребляя все, что вызывало у него аллергию, а потом на приеме у психиатра объявил себя коммунистом. Это сработало — люди в форме оставили начинающего режиссера в покое.
Кадр: кинофильм «Приветствия»
Убеждения Де Пальмы, как и, возможно, контркультурный цайтгайст, отразились в его ранешних фильмах «Приветствия», «Хай, мама!» и «Нужно знать, где твой зайчик» — комедиях, высмеивающих войну, расизм и капитализм. 1-ые два также открыли миру талант начинающего актера Роберта Де Ниро, а в 3-ем снялся сам Орсон Уэллс, к кошмару юного режиссера оказавшийся совсем неспособным уяснить ни строки собственного диалога.
Кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов), кишки, Кэрри
К огорчению, над провокационными высказываниями на политические вопросцы висит неловкое проклятье — их фуррор никак не быть может массовым. Де Пальма же горел желанием прославиться. Он желал снимать кино, на которое публика шла бы массами. Творческие поиски привели его к созданию кровавого триллера «Сестры», а вослед за ним — сатирического бурлеск-мюзикла «Призрак рая». Оба были относительно успешными и дозволили Де Пальме заявить о для себя в промышленности. И получить, в конце концов, обычный бюджет для реализации мыслях, которые становились все грандиознее. Средства на его последующий проект, «Кэрри», по мотивам романа Стивена Кинга, выделила кинокомпания United Artists.
Кадр: кинофильм «Кэрри»
Вообщем, самим продюсерам «Кэрри», создававшаяся в то же время, что и «Звездные войны» Джорджа Лукаса и «Рокки» Джона Эвилдсена, казалась фильмом малобюджетным, очень авторским и поэтому недостойным большенный маркетинговой кампании (Де Пальма вспоминал, что за средства на продвижение ему постоянно приходилось биться особо рьяно). Каково же было их удивление, когда картина подорвала прокат, а актрисы Сисси Спэйсек и Пайпер Лори были номинированы на «Оскар». «Кэрри» — магический рассказ о пубертате и подростковой беспощадности в итоге породил целую франшизу еще из 3-х кинофильмов: бродвейского мюзикла и телесериала, который был запущен в создание в 2025 году.
Де Пальма же получил лавры признанного голливудского режиссера
Бюджет его последующего кинофильма, научно-фантастического хоррора «Ярость», составил 5 с половиной миллионов баксов, в актерский состав он заполучил тяжеловесов — Джона Кассаветиса и Кирка Дугласа. Картина была удачной в прокате, но для режиссера, возможно, было куда важнее признание другого мастера — «Ярость» восхитила самого Годара, потом вставившего отрывок из нее в проект «История(и) кино».
Общество Новейшего Голливуда
Французская новенькая волна породила в Голливуде целую когорту режиссеров, которые творили во времена необузданной свободы — традиционная студийная система на тот момент еще не успела трансформироваться опосля провалов 1960-х, а серьезный этический кодекс Хейса, заставлявший кинематографистов с 1930-х блюсти классические ценности южноамериканского общества, канул в Лету. Новейший Голливуд — либо, по аналогии с французами, представители новейшей американской волны, экспериментировали, соединяли жанры и находили новейшие пути самовыражения с помощью кинокамеры.
Кадр: кинофильм «Лицо со шрамом»
Мартин Скорсезе, Джордж Лукас, Стивен Спилберг, Питер Богданович. Любой преследовал что-то свое — кто-то делал эстетские и глубоко авторские киноленты, остальных больше заинтересовывал коммерческий фуррор у массовой аудитории. Де Пальма же пробовал усидеть на обоих стульях, пускаясь в смелые опыты с материалом низкого жанра. Поэтому так уютно режиссер ощущал себя в хоррорах и триллерах, тем наиболее что последующие свои огромные хиты, «Бритву» и «Прокол», он не только лишь снимал, да и писал к ним сценарии, в которые вкладывал личные переживания. Эти киноленты превратили жанр эротического триллера в один из основных кинофеноменов 1980-х — без их не было бы, к примеру, «Основного инстинкта».
Создавая «Бритву», один из протагонистов которой отслеживает убийцу собственной мамы, Де Пальма вспоминал о том, как устроил слежку за своим отцом-изменщиком. Ну а технические зания режиссера в работе над кино стали основой сюжета «Прокола», основной герой которого в выполнении Джона Траволты являлся звукорежиссером низкобюджетных эротических слэшеров. «Прокол» в итоге получит свою долю признания (не последнюю роль в этом сыграл Квентин Тарантино, объявивший триллер одним из величайших кинофильмов в истории кино), но во время релиза за ним закрепилась слава самого огромного провала Де Пальмы.
Сейчас смехотворные кассовые сборы картины объясняются закатом эры новейшей американской волны — время тестов завершилось, настало время огромных веселительных лент, сделанных по сверенным формулам фуррора
Вообщем, Де Пальма недолго прогуливался в лузерах. Его последующим фильмом стал «Лицо со шрамом» — 1-ый опыт режиссера в жанре гангстерского кино. Борьба за прокатный рейтинг картины стоила Де Пальме много нервных (орган животного, служащий для передачи в мозг важной для организма информаци) клеток — Ассоциация кинокомпаний отрешалась выпускать «Лицо со шрамом» с наиболее коммерчески прибыльным R-рейтингом. Но кинематографисту удалось перебороть цензоров. Кинофильм прошел в прокате без особенной помпы, но спустя некое время случилось нежданное — он стал популярен посреди поклонников хип-хопа. Отсылки на ленту возникли в треке 2 Of Amerikaz Most Wanted Тупака Шакура, Джей-Зи в клипе Heartbreaker размахивал сигарой в джакузи на манер Аль Пачино, Нас и Дрейк растащили кинофильм на цитаты, культовый лейбл Def Jam выпустил сборник «музыки, воодушевленной "Лицом со шрамом"», а Де Пальма плавненько и неприметно достигнул уровня по-настоящему народной популярности.
Старенькое доброе ультранасилие
В последующие годы Де Пальма не раз возвратится к бандитской теме. Так покажутся знаменитые «Неприкасаемые» с Робертом Де Ниро в роли Аль Капоне и «Путь Карлито» с этим же Пачино. Преступные триллеры Де Пальмы объединены не только лишь гангстерской темой — они все в той либо другой степени посвящены мании величия и людям, которые есть в закрытых надуманных мирках, которые сами же и сделали. Преступные авторитеты под такое описание, оказывается, подступают иногда лучше маньяков-психопатов.
Да и о собственных истоках Де Пальма не забывал, ворачиваясь к жанру психического триллера в фильмах «Подставное тело», «Воскрешение Каина» и «Глаза змеи»
Пик психопатии, вообщем, режиссер найдет в иной теме — военной. Продюсеры длительное время чурались кинофильма «Военные утраты», разбирающего кошмар войны во Вьетнаме. Но сценарий заинтриговал Майкла Джей Фокса, на тот момент — любимчика всей страны благодаря сериалу «Семейные узы». Фокс же жаждал избавиться от клейма телевизионной звезды и находил суровую картину огромного режиссера. И дерзкое антимилитаристическое полотно увидело свет. К той же болезненной теме Де Пальма возвратится вновь уже в конце 2000-х с картиной «Без цензуры», также посвященной безобразиям американских военных, но уже — в Ираке.
Кадр: кинофильм «Миссия: неосуществима»
Но для почти всех Де Пальма остается человеком, заложившим крепкую базу одной из самых узнаваемых кинофраншиз в истории — и главной кандидатуры бондиане. «Миссия неосуществима» вначале была задумана на манер телесериала 1960-х годов — в центре сюжета была целая команда экспертов. Но когда продюсеры заполучили в кинофильм Тома Круза, Де Пальме сделалось понятно, что с командой придется распрощаться в 1-ые же минутки кинофильма. Который — как и вся предстоящая франшиза — будет посвящен, фактически, Крузу.
***
Критики до сего времени не сошлись во мировоззрении, является ли Де Пальма величавым гением южноамериканского кино либо же потрясающим имитатором собственных предшественников. Режиссер, правда, заимствовал так обильно и нескромно, что иногда к этому уже и понятие цитирования чуть ли подступало.
Но в том же самом обвинить можно всех его современников по Новенькому Голливуду. Ну и позже это маниакальное проигрывание чужих приемов — только уловка, с помощью которой режиссер, будто бы гамельнский крысолов, погружает зрителя в неописуемые сюжеты собственных триллеров. Как гласит сам Де Пальма, «необходимо сделать волшебную сцену, которая отвлечет внимание зрителей от зайчика, которого вы вытаскиваете из шапки». Показывая, таковым образом, магию кино во всей красоте.