Русские политики в очередной раз интенсивно дискуссируют значимость семейных ценностей и требуют запретить пропаганду чайлдфри. Находятся люди, которые считают происходящее попыткой задушить свободу человека на личное место. Вообщем, если поглядеть в прошедшее, то окажется, что это движение носит маятниковый нрав. О этом припоминает историк, политик и доктор юридических наук Павел Крашенинников. Его книжка «Правительство против революции» тщательно ведает, как власть пробовала влиять на общество через разные ограничения, часто противоречащие друг дружке. Иногда это приводило к спорным результатам. К примеру, отказ от семейных ценностей, пропаганда коллективного счастья и остальные передовые на тот момент идеи закончились в 1920-х годах целым ворохом соц и экономических заморочек. С разрешения издательства «Эксмо» («Бомбора») «Лента.ру» публикует отрывок из книжки.
Сексапильная революция и семейные узы
«Освеженная» русская семья к моменту сотворения Русского Союза была выведена из-под церковной опеки, была провозглашена свобода браков, разводов, выбора имен. Буржуазное отношение к половым связям подверглось жесточайшей критике. Пролетарские семейные ценности сначала были закреплены в декретах, а потом обобщены в Кодексе законов о актах штатского состояния, супружеском, семейном и опекунском праве (КЗАГСБСОП), принятом в 1918 году.
Православную церковь большевики разглядывали до этого всего как элемент системы управления Русской империей, который нужно повредить, также в качестве источника пропаганды христианской морали, которую они опровергали. Заместо православной русские руководители устанавливали свою — коммунистическую — религию, которая также была инвентарем управления.
Разрушение так именуемой буржуазной семьи было одной из базисных доктрин марксизма, так как семья подавалась как средство подавления дам и деток патриархами семейств. «Дела полов станут только личным делом, которое будет касаться лишь заинтересованных лиц и в которое обществу нет нужды вмешиваться. Это может быть благодаря устранению личной принадлежности и публичному воспитанию деток, вследствие чего же уничтожаются обе базы современного брака, связанные с личной собственностью, — зависимость супруги от супруга и деток от родителей».
Потому первыми декретами Русской власти, также Кодексом законов о актах штатского состояния, супружеском, семейном и опекунском праве были отменены фактически все запреты, распространявшиеся на семейно-брачные дела в королевской Рф.
Понятно, что в один момент открывшийся клапан котла под давлением революционной энергии привел к так именуемой сексапильной революции в Русской Рф и СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), о которой мы тщательно ведали в прошлых очерках
Нужно сказать, что создателем термина «сексапильная революция» был Вильгельм Райх, правда он осознавал под ним нечто другое, чем то, что вышло во времена НЭПа.
Так как сексапильный контроль в фермерской и мещанской средах оставался очень твердым, эта революция не носила глобального нрава, а затронула только некую часть городской молодежи (в главном комсомольцев), часть богемы и неких деятелей Русской власти.
К примеру, посреди 1920-х годов в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) появилось 1-ое в мире общее движение нудистов, объединенных в общество «Долой стыд!», одним из вдохновителей и активным участником которого был видный партийный функционер Карл Радек.
На самую огромную демонстрацию натуристов, как тогда называли нудистов, в 1924-1925 годах вышло несколько тыщ человек. Нагую группу с большевистскими девизами и призывами не предавать классовую борьбу лицезрели на Кузнецком Мосту
Участники движения утверждали, что стыд есть самый худший бич, доставшийся от королевской эры:
Мы убили это чувство! Поглядите на нас и увидите вольных парней и дам, настоящих пролетариев, сбросивших кандалы знаков буржуазных предрассудков!
Долой филистерство! Долой поповский обман! Мы, коммунары, не нуждаемся в одежке, прикрывающей красоту тела! Мы малыши солнца и воздуха!
По всей Рф появлялись и умножались кружки «Долой невинность!», «Долой брак!», «Долой семью!».
На заре собственного возникновения почти все комсомольские ячейки лицезрели свою основную задачку не в подготовке кадров для строительства светлого грядущего, а в раскрепощении молодежи, развале старенького мещанского быта и ликвидировании православных кандалов нравственности времен «окаянного царизма».
Комсомольцы заместо того, чтоб заняться пропагандой коммунизма, с звериной радостью торопились пропагандировать вольную любовь. При этом не по другому как на собственных примерах.
Количество злодеяний, связанных с изнасилованием, в 20-30-е годы ХХ века сделалось резко возрастать. Например, в 1926 году лишь Столичным трибуналом было рассмотрено 547 случаев изнасилования; в 1927 году — 726; в 1928 году — 849, хотя в криминалистической практике подтверждение такового рода злодеяний достаточно затруднено. Особо рьяных насильников даже расстреляли.
А. Коллонтай ввела в оборот понятие «половой коммунизм», который пробовала претворить в жизнь революционная молодежь. Обычными стали призывы «Супруги, дружите с возлюбленными собственного супруга» либо «Не плохая супруга сама подбирает пригодную возлюбленную собственному супругу, а супруг советует супруге собственных товарищей» (Коллонтай А. Новенькая мораль и рабочий класс. М.: Изд-во ВЦИК Советов РККД, 1919).
Внебрачные связи имели практически четверть женатых парней и замужних дам
Следствием всех этих мыслях стала легитимация самых одиозных форм брака и семьи — от гомосексуальных и тройственных союзов до коммун, в каких добровольно жили несколько 10-ов человек, ведя совместное хозяйство, обобществляя все имущество, включая одежку, и «дружа организмами», не разделяясь при всем этом на неизменные пары.
Один из последних секс-экстремистов тех лет В. Кузьмин, активный пропагандист идеи коллективных спален в домах-коммунах, рьяно настаивал на незамедлительном ликвидировании семьи как «органа подавления и эксплуатации» (Кузьмин В. О рабочем жилищном строительстве // Современная архитектура. 1928. No 3).
Его сподвижник конструктор К. Мельников в своем доме по Кривоарбатскому переулку выстроил для сна коллектива одно общее помещение, только слегка разгороженное узенькими вертикальными плоскостями. Рождение деток мыслилось ими как очередной производственный процесс, направленный на воспроизводство и повышение трудовых ресурсов.
Еще в 1920 году было принято совместное постановление Наркомздрава и Наркомюста «О охране здоровья дам», в каком провозглашались бесплатность и вольный нрав абортов. Аборт стал фактически единственным методом планирования семьи.
Наплыв желающих был так велик, что в 1924 году были сделаны особые комиссии, которые выдавали разрешение на бесплатный аборт, применяя при всем этом, естественно же, классовый подход. Очередность была такая: безработные-одиночки; работницы-одиночки, имеющие 1-го малыша; многодетные, занятые на производстве; многодетные супруги рабочих. Остальным разрешения выдавали по остаточному принципу, так что кое для кого аборт стал платным.
Власти начали подозревать, что с марксистской теорией семейных отношений что-то не то
В особенности когда не оправдался прогноз классиков, что с исчезновением буржуазной семьи пропадет и проституция, так как буржуазная семья «находит свое дополнение в принужденной бессемейности пролетариев и в общественной проституции. Буржуазная семья естественно отпадает совместно с отпадением этого ее дополнения, и обе совместно пропадут с исчезновением капитала».
Напротив, с первых дней Русской власти проституция росла высочайшими темпами, при этом в нее вовлекалось больше работающих дам, так как заработной платы на жизнь не хватало. Пробы покончить с сиим наследием окаянного прошедшего административными мерами привели к этим же результатам, что и за все прошлые тысячелетия. Другими словами ни к каким.
Стоит гласить о обширно распространившихся в этих критериях венерических заболеваниях, которые тогда не очень умели вылечивать — лекарств еще не было.
Таковым образом, сексапильная революция приводила к полностью настоящим соц и управленческим дилеммам, которые властям было надо как-то решать
Управленцы стремились хоть как-то окоротить сексапильную революцию, но сексапильная свобода, непременно, являлась проекцией свободы совершенно — 1-го из базисных девизов коммунистов еще до захвата ими власти, и формальный отказ от него был недопустим.
Борьба меж сторонниками сексапильных свобод и стремившимися их ограничить управленцами развернулась при рассмотрении новейшего кодекса о семье.
В июле 1923 года на 2-ой сессии ВЦИК десятого созыва Наркомюсту РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) было доверено создать проект новейшего кодекса о браке и семье. (…)
(…) «Особо дискуссионным оказался вопросец о способности признания юридической силы за фактическими браками. <…> Н. В. Крыленко озвучил мировоззрение почти всех участников дискуссии, полагавших, что регистрация брака является пережитком прошедшего. Имели пространство и другие подходы к перспективам развития брачно-семейных отношений в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии). Так, узнаваемый революционный и русский муниципальный деятель М. Н. Лядов, занимавший в изучаемый период должность ректора Коммунистического института им. Я. М. Свердлова, в докладе, изготовленном в 1926 году на собрании партийной ячейки вверенного ему института, высказался даже за введение многоженства и многомужества». (…)
(…) В целом борьба вокруг кодекса закончилась компромиссом: нормативный документ как и раньше оставался в парадигматике сексапильной революции, но управленцам удалось провести ряд принципных положений.
19 ноября 1926 года ВЦИК утвердил новейший домашний кодекс. Кодекс законов о браке, семье и опеке (КЗоБСО) РСФСР (Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика — название Российской Федерации до 25 декабря 1991 года, введённое Конституцией СССР 1936 года) вступил в действие 1 января 1927 года. Он включал 143 статьи, распределенных на четыре раздела: о браке (I), о отношениях деток и родителей и остальных лиц, состоящих в родстве (II), о опеке и попечительстве (III), о записи актов штатского состояния (IV). (…)
Кодекс 1926 года действовал до 1968 года.
Тем временем противоборство страны и революции длилось, и скорая победа партократии становилась тривиальной.
Курс на разрушение классической семьи, завещанный классиками марксизма-ленинизма, был сначала равномерно, а потом наиболее точно заменен тенденцией укрепления семьи
Используя как суггестивные, так и репрессивно-правовые способы, власть приступила к постепенному сворачиванию свобод в сфере семейно-брачных отношений.
Возникло огромное количество публикаций на тему «О вреде…»:
- вольной любви, так как, оказывается, Маркс и Энгельс были против;
- абортов, потому что они вредоносны для здоровья дамы, и совершенно, не рожающие дамы — эгоистки;
- домов-коммун и «домов новейшего быта», так как таковой стиль жизни есть забегание вперед и общество к нему еще не готово.
Вообщем, настроить публичное мировоззрение в пользу классической семьи было нетрудно. Адептами «новейшей семьи» были в главном революционно настроенные юные люди. Абсолютное большая часть населения — патриархальные фермеры и горожане зрелого возраста — очень плохо относилось к нововведениям в семейно-брачных отношениях.
Не стоит забывать, что и 1-ые лица страны воспитывались не в коммунах, а в обычных, а то и патриархальных семьях и в душе считали, что их собственные семьи есть «тыловое обеспечение» их многотрудной деятельности на благо народа.
Равномерно сделалось вводиться репрессивное законодательство в отношении семьи и ответственности дам и парней за сексапильные дела и воспитание (целенаправленное формирование личности в целях подготовки её к участию в общественной и культурной жизни) деток.
В 1926 году все аборты стали платными, а в 1936 году было принято постановление «О воспрещении абортов, увеличении вещественной помощи роженицам, установлении гос помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о неких конфигурациях в законодательстве о разводах».
К уголовной ответственности за преступный аборт привлекались сами дамы, докторы, лица, выполнявшие посреднические функции. Этот запрет выдержал до 1955 года и стоил жизни немалому количеству дам. Не считая того, он ознаменовал собой начало патерналистской, ограниченной политики страны в отношении семьи.
В 1930 году в стране были закрыты женотделы. В 1934 году И. В. Сталин объявил о окончательном разрешении дамского вопросца. Равноправие дамы и мужчины было закреплено в ст. 122 Конституции СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) 1936 года. Власти лицезрели в русской даме производителя трудовых ресурсов и боец, также экономически дешевенькую, готовую работать за идею рабочую силу.
Закончилось стройку домов-коммун и «домов новейшего быта». Заместо конструктивистских зданий стали возводиться помпезные сооружения в имперском стиле неоклассицизма. Объединения и студии конструктивистов были закрыты.
Как мы уже отмечали, в 1932 году была введена паспортная система с неотклонимой разрешительной пропиской. Потом в паспортах стали ставить отметки о регистрации брака, и правовое значение стал иметь лишь зарегистрированный брак. Разводы стали осуществляться только в суде в присутствии публики. Отчеты о бракоразводных действиях публиковались в прессе. Развод стал компрометирующим обстоятельством, а время от времени стоил партбилета.
В дела супругов власть вмешивалась через подконтрольные ей квазиобщественные организации. За «аморалку» людей пропесочивали на партийных, профсоюзных либо комсомольских собраниях.
В итоге сущность домашней политики большевиков поменялась на прямо обратную: произошел переход от ликвидирования классической семьи к ее охране и принудительной стабилизации
Соответственно, поменялось и законодательство. Все этот же cемейный кодекс (КЗоБСО) 1926 года из закона, нацеленного на малое вмешательство страны в семейно-брачные дела, перевоплотился в репрессивный ограниченный документ, регламентирующий фактически все стороны домашней жизни.
Патриархальная фермерская семья, центрированная на домохозяйстве, была разрушена в процессе принудительной коллективизации. Новенькая русская семья оказалась полностью классической, другими словами «буржуазной» семьей, не много чем отличающейся от семьи времен «окаянного царизма», хотя и называлась ячейкой социалистического общества. В итоге перманентного жилищного кризиса поменялся количественный состав семьи, в особенности в городках: она стала малой, либо «нуклеарной», в какой вместе проживали лишь предки с детками.