Коллекция анатомических редкостей и аномалий — сиамские близнецы, двухголовые малыши в колбах и пробирках, — представленная в петербургской Кунсткамере, остается в памяти всякого, кто хотя бы раз ее узрел. Но целью собрания экспонатов в схожих «кабинетах редкостей» было не только лишь намерение произвести воспоминание на зрителя. Любой из таковых кабинетов — прототип современного естественно-научного музея. Узнаваемый французский спец по археологии, антропологии и танатологии Жюльет Каз выпустила книжку «Кабинет редкостей — анатомических, мед и стршных», в какой ведает о позабытых традициях, пугающих опытах и неоценимых раритетах. Издание дополнено редчайшими иллюстрациями из музейных, институтских и личных коллекций Европы. С разрешения издательства «КоЛибри» «Лента.ру» публикует фрагмент текста.
Борьба с онанизмом
Одиночные сексапильные практики нередко оказываются табуированной темой. Такое отношение насчитывает уже много веков. До этого чем стать темой мед дебатов в XVIII веке, мастурбация — как мужская, так и женская — осуждалась с моральной точки зрения. В Старой Греции и Риме бытовало мировоззрение, что онанизм ослабляет человека и делает его схожим на дикое звериное; в обеих культурах эта практика приписывалась людям низших классов. В Старом Риме сексапильное поведение было строго регламентировано и делилось на традиционные и, напротив, развращенные практики.
Мастурбация совместно с оральным сексом быстрее относилась ко 2-ой группы и в очах людей Римской империи приравнивалась к зоофилии, мерзкому занятию, достойному варваров
Сначала мастурбация воспринималась как бесцельное выбрасывание людского семени, которое в ту эру высоко ценилось.
Возникновение монотеистических религий занесло свои конфигурации. «Расточительное» воззвание со спермой становится частым сюжетом. Онан, отпрыск Иуды, был должен подчиниться обычаю левирата — другими словами, взять в супруги вдову собственного брата. Отказавшись оплодотворить ее, он излил свое семя на землю — это было воспринято как суровый проступок, прогневивший Бога, и Онан потом заплатил за него по заслугам. Конкретно из этого библейского эпизода берет начало еще наиболее поздний термин «онанизм». Не стоит забывать, что у христиан прелюбодейство считается одним из 7 смертных грехов.
В то же время на Востоке сексапильное поведение не было табуированным. В VI веке возникла именитая Камасутра, учебник духовной и сексапильной жизни для юных супругов. Потом на данную тему писал родившийся в X веке известный персидский доктор Ибн Сина, наиболее узнаваемый как Авиценна. В собственном «Каноне докторской науки», одном из важных научных трудов в истории медицины, он пишет о том, что для наилучшего осеменения нужно, чтоб дама также испытывала наслаждение. С данной для нас целью он дает ряд техник для прелюдии и методики определения дамского оргазма — и все это в дальнем 1020 году!
Изображение: Межуниверситетская мед библиотека Института Париж-Сите
Работы Авиценны оказали воздействие на западных докторов, которые познакомились с ними уже в Средние века. В это время к половому акту относились как к полезной, но не неотклонимой для организма вещи. Совместно с тем как мужская, так и женская мастурбация под воздействием религиозной морали воспринималась все так же плохо.
1-ая категория редкостей, о которых мне хотелось бы поведать в данной для нас главе, содержит в себе книжки, направленные против мастурбации. К XVIII веку врачи категорически выступили против онанизма. Сначала столетия в Лондоне вышла книжка, произведшая эффект разорвавшейся бомбы: «Онания, либо Страшный грех мастурбации и его ужасные последствия для обоих полов» (Onania: or, the heinous sin of self-pollution and all its frightful consequences (in both sexes)); ее авторство приписывается доктору Джону Мартину.
Создатель стращал и в то же время обнадеживал читателей: ведь, по его словам, он единственный знал средство от всех заболеваний, вызванных мастурбацией, и предлагал публике его приобрести
Посреди создателей прошедших веков, вовлеченных в борьбу с онанизмом, недозволено не упомянуть уроженца Лозанны швейцарца Самюэля-Огюста Тиссо. В протяжении всей его мед карьеры, начиная с 1750-х годов, выступления о вреде мастурбации были его возлюбленным коньком. Чтоб лучше осознать ход его мыслей, нужно побеседовать о взоре на людскую сперму. Еще со времен Античности врачи терялись в гипотезах относительно того, из чего же она состоит: по воззрению одних, ее базу составляет кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов), по воззрению остальных — мозговое вещество. Доктор Тиссо придерживался крайнего представления и связывал мастурбацию с неврологическими расстройствами.
В 1760 году он опубликовал работу «Онанизм, либо Рассуждение о болезнях, происходящих от рукоблудия», опосля чего же западные страны охватила реальная паника.
В симптомах всех настоящих заболеваний, в том числе туберкулеза, Тиссо лицезрел следы онанизма. Язвы? Последствие мастурбации. Конвульсии? Последствие мастурбации
Конкретно в эту эру возник термин «онанизм». У Тиссо оказалось огромное количество последователей не только лишь в Европе, да и за океаном — так, в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) это течение было еще в XX веке. Возможно, самым известным его адептом был Джон Харви Келлог, разработавший особенные хлопья, которые имели низкую пищевую ценность и, по его воззрению, уменьшали позывы к мастурбации.
Под воздействием этих поверий было создано огромное количество изобретений, нацеленных на то, чтоб уменьшить либо на сто процентов погасить сексапильное возбуждение. Но для кого они предназначались? Сначала для малышей и подростков. Риторика против мастурбации почаще всего была обращена к родителям. Вослед за легендами, показавшимися еще в XVIII– XIX веках, родителей уверяли в том, что мастурбация приводит к глухоте. Кровати подростков охлаждали, в интернатах устанавливали особенное наблюдение, а тех, кого ловили за неприличным занятием, наказывали. В протяжении всего XIX века массово печатались просветительские книжки, созданные для «отцов семейства и учителей» и иногда даже сопровождавшиеся иллюстрациями.
Обратимся к «Безымянной книжке для юных людей, отцов и матерей семейства», увидевшей свет в 1844 году. В семнадцати цветных иллюстрациях рассказывается трагическая история юноши, погибшего в итоге занятий мастурбацией. Все это не оставляет колебаний относительно тех бедствий, которые выпадут на долю юных людей, отдавшихся своим потаенным желаниям.
Изображение: Межуниверситетская мед библиотека Института Париж-Сите
Иной пример схожей литературы — пособие «Любовь и онанизм: некие суждения о гигиене для подростков» (Amour et Onanisme: quelques considérations sur l’hygiène de la jeunesse), опубликованное Ксавье Праделем в 1875 году. В качестве превентивной меры создатель тщательно пишет о том, что детям следует спать на постели из конского волоса, сложив руки под подушечкой. В альбоме «Ветвь свободы, либо История гигиенического и педагогического внедрения розог» (1897) говорится о «педагогической» функции розги: иллюстрации подчеркивают, что ребенок, которого воспитали с применением розог, будет наименее склонен к мастурбации.
Перечисленные примеры книжек отражают лишь часть движения против онанизма. Другую часть составляют сборники хирургических инструментов, призванных создать мастурбацию на физическом уровне неосуществимой.
Возьмем эти железные кольца с зубцами по бокам. Это приспособление, разработанное в XVIII веке, получило заглавие Jugum* (от лат. jugum — «ярмо»,«хомут») и было создано для предотвращения мужской эрекции. Чтоб осознать, как оно работает, не надо никаких сопроводительных схем.
Но в XIX веке подобные устройства стали считаться варварскими и уступили пространство иным приспособлениям: сейчас железный корпус с отверстиями для вентиляции предотвращал нежданное повышение полового члена. В 1819 году для предотвращения «губительной привычки» доктор Жалад-Лафон** разработал особый корсет с доп гаджет, крепящимися при помощи замков.
Числилось, что такие изобретения дают наиболее резвый эффект, но не являются самостоятельным решением, а только дополняют религиозное образование. Это свидетельствует о том, что доктора также делили взоры моралистов на мастурбацию: а именно, доктор Жалад-Лафон обличал ее жуткие последствия и предлагал на ночь (то есть темное время суток) одевать малышей в особое трико, также связывать им руки, ноги и торс. Сейчас не стоило бояться даже ночной эрекции, ведь в 1899 году Джордж Дадли разработал особенный устройство: стоило юному человеку узреть эротический сон, как раздавался звонок, который будил юношу, а может быть, и весь дом.
Все эти способы сейчас могут вызвать ухмылку, но стоит осознавать, что их употребляли далековато не только лишь в отношении малышей. В XIX-XX веках они также применялись в психиатрии как часть тех практик, которые сейчас сочли бы беспощадными.
Прямо до XX века не только лишь публичное сознание, да и мед общество считали мастурбацию предпосылкой психологических расстройств и неврозов
Таковым образом, все эти артефакты свидетельствуют о достаточно темной страничке истории медицины, связанной иногда с довольно ожесточенными способами исцеления.
Сейчас понятно, что онанизм, вопреки всераспространенным легендам, не тянет за собой ни слепоту, ни глухоту. Тем не наименее мастурбация до сего времени вызывает споры, недопонимание и издевки, хотя в действительности она почаще всего бывает обычным явлением.