15 октября исполняется 25 лет со денька выхода в прокат кинофильма Дэвида Финчера «Бойцовский клуб», который вывел на новейший уровень Брэда Питта, провалился в прокате, но с течением времени стал одним из основных признанных кинодостижений 90-х. «Лента.ру» вспоминает историю культовой картины и ведает, как смотрится Тайлер Дерден сейчас.
Корнелиус, Руперт, Джек — имя непринципиально, когда ты просто винтик в корпоративной машине. Приблизительно так рассуждает сотрудник авто мейджора (Эдвард Нортон), сомнамбулически разъезжающий по Америке, чтоб зафиксировать еще одну трагедию продукции компании. Работы много, но из-за неизменной бессонницы вольного времени еще более. Оно углубляется в покупку мебели IKEA и посещение встреч нездоровых раком яичек, туберкулезом и остальных групп поддержки. Так длится, пока в жизни безымянного героя не возникают два резко контрастирующих с реальностью пятна.
- Дата выхода: 15 октября 1999 года
- Страна: США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке), Германия
- Длительность: 2 часа 19 минут
- Режиссер: Дэвид Финчер
- В ролях: Эдвард Нортон, Брэд Питт, Хелена Бонем Картер, Мит Лоуф, Холт Маккэллани, Джаред Лето
1-ое — женщина-клякса Марла Зингер (Хелена Бонем Картер), которая без зазрения совести прогуливается поплакать на те же встречи групп поддержки. 2-ое — вертлявый франт Тайлер Дерден (Брэд Питт) — торговец мыла и доморощенный анархист, в компании которого можно испить пива и устроить дружественный спарринг. Скоро у тандема возникает концепт сети подпольных заведений, где «поколение парней, выращенных дамами», может отдать волю кулакам и заработать великодушные шрамы. Само собой, возросший тестостерон даст подсказку идею разукрасить фингалами и самодовольную рожу южноамериканского капитализма.
Кадр: кинофильм «Бойцовский клуб»
Как это нередко бывает, в базу первого размещенного романа Чака Паланика «Бойцовский клуб» лег личный опыт писателя, который до литературного фуррора работал в компании по производству тягачей Freightliner. Свои воспоминания он записывал в блокнотик, а решающим стал последующий вариант. В один прекрасный момент Паланик отправился в поход, где подрался, а по возвращении был поражен тем, как демонстративно коллеги игнорируют синяки на его лице. Далее врубились писательские таланты, природная язвительность и злоба на редакторов, отказавшихся публиковать предшествующий роман «Невидимки» как очень вопиющий.
Права на «Бойцовский клуб» в итоге были куплены кинокомпанией 20th Century Fox еще до выхода книжки за умеренные 10 тыщ баксов. Эта сумма — самая умеренная статья расходов кинофильма
Дэвид Финчер не был первым кандидатом на режиссерское кресло. Ставить «Бойцовский клуб» давали Питеру Джексону (но он был занят в Новейшей Зеландии на съемках «Страшил»), Дэнни Бойлу (который разрабатывал иной проект) и Брайану Сингеру (он даже не стал читать книжку). Не считая того, посреди кандидатов был Дэвид О. Рассел, который, по его словам, «ничего не сообразил». Занимательно, что одну из «оскаровских» номинаций Рассел через 12 лет получил за кинофильм под заглавием «Боец». Финчер же и сам пробовал приобрести права на роман Паланика, так что согласился на работу даже невзирая на то, что зарекался работать на студии Fox опосля «Чужого 3».
Кадр: кинофильм «Бойцовский клуб»
В собственной трактовке текста Паланика Финчер обычно брал определенную дистанцию по отношению к материалу и рассмотрел в нем историю о взрослении инфантильных парней «поколения икс». Соответственно, основным референсом при разработке проекта стал «Выпускник» Майкла Николса с поправкой на то, что иксеры, по мысли Финчера, созревали не в 18 (как у Николса), а в 30 лет. Дэвид даже попробовал увлечь «Бойцовским клубом» сценариста «Выпускника» Бака Генри, но ветеран отказался, отметив, что не совершенно сообразил задачку. Зато с ней отлично совладал Джим Улс — юный сценарист, который непревзойденно прочуял роман Паланика, так как 5 лет проработал барменом и был не чужд классовой ненависти.
Вообщем, сам Улс гласил, что писал «Бойцовский клуб» как романтическую комедию про дисфункциональный любовный треугольник, все участники которого повсевременно на взводе
Выбирая актеров на главные роли, Финчер вновь незначительно пободался с продюсерами. На роль Тайлера прочили Рассела Кроу, а в качестве безымянного протагониста рассматривались Мэтт Дэймон и Шон Пенн. На роковую Марлу Зингер пробовались Вайнона Райдер, Риз Уизерспун и Кортни Лав, которую Финчер отторг как очень явную кандидатуру. В итоге Тайлер Дерден стал образом, сформировавшим звездный статус Брэда Питта — тяжело поверить, что перед сиим он играл малокровную Погибель в кинофильме «Знакомьтесь, Джо Блэк». Марла сломала вечное костюмное амплуа Хелены Бонем Картер, а Эдвард Нортон был утвержден почти во всем благодаря тривиальному сходству с юным Дастином Хоффманом (тот играл главную роль в «Выпускнике»). Помощниками центрального трио стали рокер Мит Лоуф, который для роли грудастого Боба носил пятидесятикилограммовый костюмчик, заполненный птичьим кормом, также Джаред Лето и Холт Маккэллани.
Кадр: кинофильм «Бойцовский клуб»
«Суровый кинофильм, снятый совсем несерьезными людьми», — так философию «Бойцовского клуба» формулировал Дэвид Финчер, и на съемках буквально было забавно. Питт и Нортон дрались по-настоящему и снимались опьяненными, а в кадре мерцали афиши их прошлых ролей — как средний палец в адресок прошлой благопристойности. У оператора тряслись руки от хохота (это вошло в финишный установка), а каскадера двенадцать раз спускали с лестницы. Благодаря всему этому сейчас «Бойцовский клуб» смотрится как фильм-праздник, невзирая на монологи про общество употребления, барочную избыточность и доверчивые по нынешним меркам игры в грязный стиль.
Для 1999-го все это, вообщем, было незначительно очень. Премьера в Венеции была встречена напряженно, и в прокате кинофильм прошел ни шатко ни валко. Культовый статус «Бойцовский клуб» обрел только на видео и в особенности опосля 11 сентября, когда выдуманный Финчером конец стал смотреться пророческим. Просто представить (либо вспомянуть), как брутальная визуальность вместе с призывами к саморазрушению потрясали 25 годов назад. Сейчас все это уже переварено поп-культурой, а Тайлер Дерден — веха в карьере Питта и готовый лукбук для вечеринки на Хеллоуин, но уж никак не духовный фаворит поколения.
Кадр: кинофильм «Бойцовский клуб»
Единственная как и раньше будоражащая часть «Бойцовского клуба» — тот ромком про психов, который смотрится оригинально и сейчас. Любовная линия, демонстративно убранная в подтекст, тем не наименее оказывается самой понятной в картине. Вполне выдуманная Улсом и Финчером (и удостоенная похвалы Паланика), она гласит о том, что любовь лишает рассудка и толкает на злодеяния, но при всем этом ничто, не считая нее, не способно так вернуть цельность расщепленной личности. Это единственная идея, которая в «Бойцовском клубе» никогда не опровергнута, и, пожалуй, она будет животрепещуща как минимум в последующие полста лет.