26 октября исполняется 40 лет со денька выхода в прокат «Терминатора» Джеймса Кэмерона — революционного умопомрачительного хоррора, положившего начало франшизе, которая продолжает пополняться по сей денек. «Лента.ру» вспоминает историю сотворения кинофильма, который сейчас смотрится чуть ли не актуальнее собственных сиквелов — даже включая «Терминатора 2».
Выходящий из огня красноглазый бот с руками-ножами, как понятно, явился Джеймсу Кэмерону во сне, когда он болел лихорадкой в Риме. В дальнейшем Джеймс станет одним из самых удачных коммерческих режиссеров в истории, но сначала 80-х он был подмастерьем на студии Роджера Кормана. Лишь что ему доверили окончить кинофильм «Пираньи 2: Нерест», из которого совсем нереально было создать что-то удобоваримое. Но конкретно благодаря этому режиссерскому дебюту Кэмерон в первый раз ощутил себя по-настоящему на собственном месте. На съемках «Пираний» он познакомился и с актером Лэнсом Хенриксеном, строившим карьеру героя кинофильмов группы B — ему Кэмерон вначале и собирался дать роль Терминатора.
Кадр: romanholyday / YouTube
Делая упор на главный образ из того римского ночного ужаса, другие детали сценария Джеймс и его соавтор Уильям Уишер-младший взяли практически из воздуха. На дворе был 1982 год. Рональд Рейган уже два года служил президентом, прохладная война заходила в еще одну острую фазу, а часы Судного денька демонстрировали без 3-х минут полночь. 4-мя годами ранее стал хитом «Хэллоуин» Джона Карпентера — конкретно эта история противоборства снаружи хрупкой девицы и маньяка в маске подарила Кэмерону и Уишеру комфортную матрицу, надежный движок сюжета. Исходя из убеждений атмосферы создатели опирались на эстетику киберпанка (неслучайно бар сначала кинофильма именуется TechNoir) и вшитую в умопомрачительный хоррор теорию фильма-предупреждения. Необычное чутье Кэмерона проявилось уже тут: пугая зрителя темным будущим, он сходу задал тому удобную дистанцию до неминуемого апокалипсиса. Контроль над спутниками компания Skynet обязана была захватить лишь в августе 1997-го, а в прологе фигурировал и совсем нескончаемо дальний 2029-й.
Сейчас фантазии Кэмерона, возможно, могут ужаснуть новейших зрителей «Терминатора» даже посильнее, чем 40 годов назад
Киборг-убийца (конкретно под таковым заглавием, к слову, «Терминатор» фигурировал в русских пиратских переводах) прибывал в 1984-й, чтоб уничтожить мама спасателя населения земли Джона Коннора Сару. Следом за ним в этот же Лос-Анджелес являлся Кайл Риз — боец сопротивления и единственный, кто мог противостоять смертоносному боту. Меж Сарой и Кайлом вспыхивал роман, который приводил к ряду решающих для населения земли последствий. Такая фабула «Терминатора» — база сценария, который Кэмерон продал продюсеру Гэйл Энн Херд за символический бакс, отчаявшись запустить кинофильм в создание. Хенриксен явился в виде большего монстра в кабинет продюсеров — так режиссер уверил коллег в верности собственного кастингового предложения.
Кадр: кинофильм «Терминатор»
Параллельно на эту роль рассматривались О. Джей Симпсон, Мел Гибсон и Брюс Уиллис. Кайла Риза предложили сыграть набирающему популярность австрийскому культуристу и актеру Арнольду Шварценеггеру. Но в один прекрасный момент Кэмерон узрел Арнольда в правильном освещении и сообразил, что наилучшего Т-800 (это модель бота) ему не отыскать. Кайла Риза в итоге сыграл Майкл Бин, который признавался, что для работы над ролью изучал воспоминания бойцов из Варшавского гетто. На роль Сары Коннор взяли молоденькую Линду Хэмилтон, для которой этот образ в итоге стал основным в карьере. Что все-таки касается Хенриксена, то ему Кэмерон выделил эпизодическую роль полицейского, а рассчитался за несдержанные обещания уже через несколько лет, когда Лэнс стал дроидом Бишопом в «Чужих».
При бюджете в 6,4 миллиона баксов «Терминатор» собрал 78,3 миллиона, открыв дорогу «Робокопу» и «Всепригодному бойцу». Рассматривать таковой неописуемый фуррор задним числом можно нескончаемо
С точностью можно утверждать, что расчет Кэмерона оправдался — его кинофильм представил зрителю кандидатуру неунывающему Голливуду 80-х. «Терминатор» брал не только лишь дерзким и изобретательным экшном, да и многослойностью, которая никак не мешала кинофильму нестись вперед, не давая заскучать. Аттракционы поражали воображение: тут и модель бота в человечий рост, и взрывы, и погони, и весьма ужасный безбровый Шварценеггер. Сумрачный пафос неизбежности ужасного грядущего, которое стоит встречать, расправив плечи и выпятив подбородок, действовал на публику отрезвляюще. Не считая того, кинофильм только заявлял гигантскую, протяженную во времени вселенную, в которую хотелось возвратиться. Невзирая на обезумевший фуррор, возврата пришлось ожидать семь лет. «Терминатор 2: Судный денек» вышел лишь в 1991-м и стал самым удачным сиквелом в истории кино. Правда, это был совершенно иной кинофильм — дороже, амбициознее, светлее и с очевидным фокусом на семейных ценностях, которые с той поры Кэмерон будет ставить главнее всего.
Кадр: кинофильм «Терминатор»
И как ни умопомрачительно, сейчас 1-ый «Терминатор», невзирая на устаревшие эффекты, смотрится, пожалуй, даже почти во всем актуальнее второго. Он стращает и интригует, гласит, что в будущее возьмут всех, но ликовать здесь нечему. Но куда важнее смотрятся остальные превосходные прозрения Кэмерона — кажется, так прозорлив он не был больше никогда. В контексте карьеры Шварценеггера у режиссера удался мастер-класс правильного использования актера, готовый способ сотворения новейшей звезды из подручного материала. Способ этот, заметим, никак не устарел и может понадобиться нынешним продюсерам, не знающим, как употреблять на дисплее пустых красавчиков типа Джейкоба Элорди. «Терминатор» с первых же кадров выводит на 1-ый план мощные стороны Арнольда (начиная с точеного тела) и отвлекает от, выскажемся так, неидеальных проф способностей. Австрийский упор применен Кэмероном в качестве инструмента доп устрашения, при этом за весь кинофильм Шварценеггер гласит своим голосом всего 17 маленьких фраз. Это присваивает ему опасность и загадку, которые, как на данный момент понятно, и стали фундаментом головокружительной актерской карьеры.
Убегающая от бота женщина, согласно легенде, присутствовала уже в кэмероновском ужасе, так что полностью разумно, что вторым главным образом в кинофильме стал не серьезный повстанец Риз, а конкретно Сара Коннор. Если Т-800 не подразумевает развития по определению (кроме увечий), то героиня Линды Хэмилтон проходит путь от жертвы до понимания и принятия собственной миссии. Уверительности Кэмерон достигает весьма экономичными средствами, но линия Сары — это тоже мастер-класс по созданию героини, которая намного обогнала свое время.
Кадр: кинофильм «Терминатор»
Оба героя достигнули пика развития во 2-м кинофильме (во всяком случае, в том, что касается зрительных образов), но все находки были изготовлены уже в первом «Терминаторе». Не так давно Джеймс Кэмерон оговорился, что работает над скрытым проектом в той же вселенной — как бы идет речь о полной перезагрузке франшизы с новенькими актерами. Охото веровать, что 70-летний классик не запамятовал, по этому 40 годов назад прославился на весь мир.