КнигиСтатьи

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

10:49, 24 октября 2024

В российской поэзии начала XX века не отыскать личности популярнее и скандальнее Сергея Есенина. Поэт из села, явившийся в Петербург чуток ли не с котомкой, завоевавший почтение высшего света и даже императорской семьи, опосля революции он прослыл буяном и кутежником, не вылезающим из кабаков. Вкупе с тем его стихотворения знала и обожала вся Наша родина — и даже сейчас, спустя практически столетие опосля скоропостижной погибели поэта, они продолжают жить в культурном пласте страны. О том, какой была жизнь Есенина, ведает материал «Ленты.ру» из цикла «Жизнь восхитительных людей».

Скандальная слава

Утро 28 мая 1919 года в центре Москве выдалось бурным. Площадь перед Страстным монастырем, к тому времени упраздненным, но продолжавшим служить приютом для нескольких сотен монахинь, была запружена людьми. Милиционеры неудачно пробовали разогнать массу, перекрывшую движение по Тверскому бульвару. Монахини с намыленными мочалками нервно оттирали с темно-розовой стенки монастыря надпись, намалеванную белоснежной краской:

Вот они толстые ляжки
Данной нам похабной стенки.
Тут ночами монашки
Снимали с Христа брюки

Четверостишье не поддавалось мочалкам, не желало сползать со стенки. Притащили колун — монахини пробовали содрать краску, но та как будто въелась в кирпич. Из толпы звучали предложения увесить стенку красноватыми фонарями. Люди начали расходиться лишь с прибытием конной милиции.

Годы спустя Есенина на закрытом поэтическом вечере спросили: «Для чего это необходимо было?» Поэт с усмешкой дал ответ: «Год-то какой был. Монастыри ударились в контрреволюцию. Естественно, я озорничал. Зато Страстной монастырь притих».

Есенин — это основной скандалист, звезда и загадка поэтической Рф начала XX века

Личность его окружена легендами. Некие он сам скрупулезно сконструировал, а остальные создавались без его роли, ведь жизнь Есенина — жизнь знаменитости, поэта знали во всей стране. Знали и наблюдали за каждым его шагом.

Скандальная слава закрепилась за Есениным не столько из-за антиклерикальных опусов — тут Сергей Александрович находился, что на данный момент именуется, в мейнстриме (этот же Страстной монастырь живописцы расписывали девизами про «опиум для народа» два прошлых года, с Октябрьской революции). Остальные акции его «Ордена имажинистов» тоже, можно сказать, шли в ногу с течением времени.

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

На волне массового переименования улиц в бессчетные Марксистские и Коммунистические, Есенин и поэты-единомышленники не преминули возможностью увековечить и свои имена, увесив центр столицы дощечками с надписями «Улица Кусикова», «Улица Есенина», «Улица Мариенгофа», «Улица Шершеневича». Пытаясь втиснуться в нескончаемый поток политических демонстраций, имажинисты всполошили власти расклеенными по Москве листовками о «всеобщей мобилизации» деятелей искусства — Есенина и остальных организаторов культурного митинга вызвали в Московскую чрезвычайную комиссию, вынудив отрешиться от его проведения.

А за несколько месяцев до акции у Страстного монастыря Есенин заявился на литературный трибунал над имажинистами в клубе Союза поэтов, на котором выступил с речами так огненными, что кафедру покинул под всеобщий смех и рукоплескания.

Потом он устроил свой трибунал имажинистов над литературой, на котором вступил в легендарную полемику с Владимиром Маяковским, назвав поэзию футуриста «агитезами» (тот с места проорал, что Есенин, в свою очередь, пишет «кобылезы»).

Публика была взбудоражена до максимума, в имажинистов летели недоеденные пирожки, а Есенин, поднимая к потолку правую руку с разжатой ладонью, как будто пытавшейся ухватить декламировавшиеся строки, орал в публику (и опять — про ляжки):

Трубит, трубит погибельный рог!
Как быть, как быть сейчас нам
На измызганных ляжках дорог?
Вы, любители песенных блох,
Не желаете ль пососать у мерина?

«Сорокоуст», 1920 год

Сергей Есенин не попросту оказался в сердцевине российской поэзии XX века, он и был ее самой сильной артерией. При всем этом его общественный образ очень различался от того, что гласили современники.

Пряничный херувим

Официальная биография Есенина известна всем со школьной скамьи — родившийся в фермерской семье в селе Константиново Рязанской губернии 3 октября 1895 года Есенин получил образование в земском училище и церковно-приходской школе. Опосля этого жил в Москве, работал в типографии, обучался на историко-философском отделении Столичного городского народного института. Его 1-ые стихотворения были размещены в детском журнальчике в 1914-м, а уже год спустя он уехал в столицу Русской империи Петроград, где его открыл литературному свету Александр Блок.

Сам Есенин про молодость писал жадно, а со сменой эпох и настроений его рассказы о для себя иногда претерпевали конструктивные конфигурации. Поэт всю жизнь занимался сотворением мифа вокруг собственной личности. А незадолго до погибели и совсем объявил, что больше воспоминаниями заниматься не собирается: «Пусть лучше легенды прогуливаются!» Так и случилось.

«Поэт-бедняк из фермеров, пришедший в литературу пешком и в лаптях», — эта история никак не про Сергея Есенина

Вправду происходивший из фермерской семьи, но среднего достатка, где отлично разбирались в творчестве символистов, Есенин охотно культивировал образ, который десятилетием ранее привел к славе Максима Горьковатого, а за ним и поэта Николая Клюева.

Причина возникновения такового карьерного лифта кроется в положении всей российской литературы конца XIX века, заряженной мыслями Льва Толстого о опрощении и Федора Достоевского о «просвещенном человечьим чувством» российском крепостном мужчине.

Если сначала столетия большая часть литераторов происходили из дворян, часто жили в имениях и с деревенской жизнью были знакомы не понаслышке, то с отменой крепостного права и началом индустриализации писательство перевоплотился уже в городскую профессию, представители которой село и его жителей знали плохо, но их образы интенсивно идеализировали. Данной нам моде следовал и высший свет (что уж там, даже сама императорская семья — по другому просто был бы неосуществим парадокс Григория Распутина), который полностью сознательно Есенин взялся покорить.

Скоро опосля того, как Есенин приехал в Петербург, он подпал под воздействие окружавшей его художественной среды. И я помню, как опешил, в первый раз встретив его нарядным в некий сверхфантастический костюмчик. Мне было тяжело удержаться от хохота, а он смеялся еще пуще меня, с мальчишеским любопытством разглядывая себя в зеркале. С завитыми в кольца кудрями золотистых волос, в голубой шелковой рубашке с серебряным поясом, в бархатных навыпуск брюках и больших сафьяновых сапожках, он смотрелся засахаренным пряничным херувимом

Миша Бабенчиков«Сергей Есенин»

Стратегия уже была выверена иными представителями новокрестьянского направления: Николай Клюев, к примеру, пробрался в дом к устроителю Цеха поэтов Сергею Городецкому, прикинувшись маляром, а потом принялся звучно читать кухарке свои стихи. Есенин же заливал бомонду, что со денька на денек готовится двигаться в Ригу «катать бочки», а в Петрограде только ожидает, когда соберется его партия грузчиков. А литературная столица косила на юношу лорнеты, слушала его стихи и вздыхала: «Ах, как замечательно! Ах, как гениально!»

Кроме броской харизмы, молодой поэт владел и природным притягательностью: желтоватые волнистые волосы с огромным завитком, небережно (но на самом деле нарочито) падающим на лоб, голубые глаза. Анатолию Мариенгофу, товарищу Есенина и по имажинизму, и по кутежу, при знакомстве тот показался «молодым хорошим парикмахером из провинции».

В Петрограде «Сологубы с Гиппиусихами», ненавистные, но нужные Есенину, недельками таскали юношу по салонам, демонстрируя везде, как новейшую игрушку. Юный поэт уже тогда уяснил, что высокому свету больше всего нравятся похабные частушки — ими же и заканчивал каждое свое выступление. Исследователи его творчества сделали вывод, что крестьянскую лексику для ранешних стихотворений Есенин, как и почти все остальные юные поэты, брал не из собственного лексикона, но из Толкового словаря Даля, и нарочито окал при декламациях, хотя в Рязанской губернии извечно акали.

Общественным критиком этого вида в те времена оказался уже упомянутый выше Маяковский. В эссе «Как созодать стихи?» футурист утверждал, что заключил с «деревенским поэтом» пари, что тот рано либо поздно «бросит все эти лапти да петушки-гребешки». Сходу опосля революции Маяковский, увидев Есенина в пиджаке и галстуке, востребовал признать поражение, а тот типо обиделся и начал задираться.

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

История о непримиримой вражде Маяковского и Есенина — очередной миф, закрепившийся в массовом сознании. Относящие себя к различным литературным фронтам, оба поэта начали собственный путь в 1910-е, прославились в лихие 1920-е и вправду нередко и едко критиковали творчество друг дружку.

Маяковский ругал Есенина за имажинизм, а тот называл футуриста «певцом банок Моссельпрома». «Деревенский поэт» обзывал Маяковского янки и отбирал у него право на Россию, а тот парировал: «Ешь ее с хлебом!» Но этот идейный (хотя, естественно, почти во всем нацеленный на публику) спор не помешал обоим отмечать друг у друга плюсы в поэзии и даже условиться о сотрудничестве.

Но это произойдет чуток позднее.

Три тыщи дам

Сначала 1916-го Есенин уже был популярен так, что выступил перед императрицей в Царскосельском лицее и получил разрешение предназначить ей цикл в собственном втором сборнике стихов «Голубень». Революционно настроенная интеллигенция рвала и метала — вот для вас и народный поэт! Путь Есенина к известности задержала 1-ая глобальная война — его призвали в армию. Пользуясь обретенными в высшем обществе связями, Есенин получил предназначение в Царскосельский военно-санитарный поезд имени императрицы Александры Федоровны.

Поезд причислялся к Царскосельскому госпиталю, где в качестве сестер милосердия служили императрица и ее дочери — и вновь поэт выступал перед ними со стихами. Позднее Есенин говорил знакомым, как он, сидя на темной лестнице с Анастасией Романовой, читал ей стихи, лобзался с ней, а та кормила его сметаной.

Упоминая эти свидетельства, принципиально отметить и очередное свойство Есенина, повлиявшее на миф о поэте-простачке — его патологическая страсть к приукрашиванию вместе с богатейшей поэтической фантазией.

2-ая книжка Есенина «Голубень» вышла уже опосля революций. Посвящение Государыне создатель, судя по всему, успел снять до выхода в печать. Опосля февраля 1917 года поэт просто уклонился от службы в армии Временного правительства. Пока страна переживала политический кризис, он решил заняться личной жизнью. В летнюю пору Есенин повенчался с Зинаидой Райх в селе Кирики-Улита Вологодской губернии.

У Есенина к тому моменту уже была супруга, вообщем, неофициальная — Анна Изряднова, с которой он познакомился в типографии в 1913-м. В незарегистрированном браке у пары родился отпрыск.

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

Супружество с Райх тоже не продлилось длительно — уже через несколько лет Есенин оставил беременную супругу с полуторагодовалой дочерью на руках. И здесь же увлекся новейшей пассией, примкнувшей к имажинистам поэтессой и переводчицей Надеждой Вольпин. Разрыв с Вольпин произошел, когда та забеременела. Поэтесса тоже родила от Есенина внебрачного отпрыска.

Есенин тем временем вновь направил собственный взгляд на Райх — она повстречала режиссера Всеволода Мейерхольда, который усыновил ее деток, брал ее фамилию (называл себя Мейерхольд-Райх) и сделал из нее актрису собственного театра. Поэт, ошеломленный фуррорами бывшей супруги, стал вновь находить с ней встреч. Нередко — в опьяненном виде. Театральный живописец Василий Комарденков вспоминал, как, налакавшись поздней ночкой в имажинистском кафе «Стойло Пегаса», Есенин потащил его домой к Мейерхольдам-Райх, стучал в дверь и добивался показать ему деток.

По слухам, напористый поэт возжелал возвратить Зинаиду, и эта прихоть была отчасти исполнена — супруга Мейерхольда стала тайком с ним встречаться. Но с режиссером она не рассталась до самой их катастрофической и стршной кончины: Мейерхольда — от рук чекистов, Райх — при странноватых обстоятельствах сходу опосля ареста жена. Конкретно Зинаиде Есенин предназначил «Письмо к даме», одно из собственных известнейших стихотворений.

Простите мне…
Я понимаю: вы не та —
Живете вы
С суровым, умным супругом;
Что не нужна для вас наша маета,
И сам я для вас
Ни капельки не нужен

«Письмо к даме», 1924 год

В жизни Есенина было и огромное количество остальных дам — Галина Бениславская, которая годы спустя сделала суицид на его могиле, южноамериканская танцовщица Айседора Дункан, с которой он отправится в турне по Европе и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) (взяв, на манер Мейерхольда-Райх, фамилию Есенин-Дункан), учительница Шаганэ Тальян, которой он посвятит стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!», внучка Льва Толстого Софья, которую он перед самоубийством бросит, за ранее сняв все средства с их банковского счета.

Есенину от всей души нравилось завоевывать сердца дам, а те с готовностью воспринимали ухаживания от общенародно известного поэта-красавца. Вообщем, по рассказам близких, отношение к дамам у Есенина было достаточно нарциссическим и инфантильным, а рассказы о бессчетных любовных связях почти во всем обуславливались все этим же несчастным мифотворчеством. Мариенгоф вспоминал диалог последующего содержания:

— А ведь у меня, Анатолий, за всю жизнь дам тыщи три было.
— Вятка, не бреши.
— Ну, триста.
— Ого!
— Ну, 30.

Из придворных в революционеры

Революция отдала новейший толчок поэзии Есенина. Он не только лишь стремительно откликнулся на политические действия, да и перекроил свой лексикон — в стихотворениях возникли актуальные «товарищ», «обычной рабочий», «марсельеза», «равенство и труд». В восстании против монархии и антиклерикализме он нашел пучину вдохновения, сочиняя как на революционно-крестьянские темы («Инония»), так и на апокалиптические («Кобыльи корабли») и даже исторические (поэма «Пугачев»).

«Тело, Христово тело выплевываю изо рта», — так сейчас писал поэт, который совершенно не так давно «захожим богомольцем» вдыхал сладкие запахи «смиренного Спаса»

В этот период Есенин разворачивает самую бурную в собственной жизни деятельность. Он отчаливает в огромное путешествие по Средней Азии и Поволжью. В Москве поэт ведет общественные дискуссии и азартные споры с футуристами. В сотрудничестве с иными имажинистами выпускает сборники и альманахи с самыми эпатажными стихотворениями, интенсивно занимается издательством и продажей книжек остальных создателей, проводит скандальные художественные акции. Имажинисты добивались отделения страны от искусства, исповедовали анархические порядки, а в силу богемного вида жизни нередко попадали в руки милиции и служащих ЧК. Выручали их из этих передряг связи с той же номенклатурой — до поры до времени.

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

В 1922-м Есенин, обрученный с богемной Дункан, отправился в огромное турне по Европе и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке). Если в Берлине и Париже он был принят со всеми почестями, как подобало величавому русскому поэту, то в Америке, к собственному неудовольствию, оказался только экзотичным придатком к куда наиболее известной супруге.

Результатом путешествия по Америке стал очерк «Металлический Миргород». «Деревенский поэт» был очень впечатлен южноамериканскими мегаполисами: «Мама добросовестная! До чего же бесталантны поэмы Маяковского о Америке! Разве можно выразить эту металлическую и гранитную мощь словами?! Это поэма без слов. Поведать ее будет ничтожно».

В феврале 1923 года Есенин отправился из США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) назад в Россию, в Москву, в страшном расположении духа. В письме к другу-имажинисту Александру Кусикову он называл Америку «дрянью ужаснейшей», в какой он «ощущал себя чужим и ненадобным». Отъезд на родину его, чутко чувствующего политические перемены, вообщем, тоже не веселил: «Вспомню, что там ожидает меня, так и ворачиваться не охото».

Сейчас, когда от революции остались лишь *** да трубка, сейчас, когда там нажимают руки тем и лижут жопы, кого ранее расстреливали, сейчас сделалось разумеется, что мы и были и будем той сволочью, на которой можно всех собак вешать

Сергей Есенинв письме Александру Кусикову

Пой же, запой

К середине 1920-х революционный пыл интеллигенции поугас — сделалось естественным, что мировой революции пролетариата не произойдет, а Октябрьская не привела к вожделенной утопии. С началом НЭПа в экономике юный страны назрел рост, а вот в поэтическом искусстве начался период стагнации и расстройства. Маяковский ударился в соцзаказы и маркетинг, вкупе с художником Александром Родченко делая маркетинговые плакаты. Есенин же стал все почаще прикладываться к бутылке.

Сыпь, гармоника! Скукотища… Скукотища…
Гармонист пальцы льет волной.
Пей со мною, паршивая сука.
Пей со мной

1923 год

Конкретно этот период исследователи именуют самым запойным в жизни поэта — тогда выходят его сборник «Стихи скандалиста», а за ним и «Москва кабацкая». В его стихотворениях нередко стала хромать логика — мощные и калоритные строки соседствовали с совсем несуразными, сбивающими с толку. «Орден имажинистов» был Есениным расформирован. В газетах все почаще появлялись статьи о опьяненных проделках знаменитости.

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

Скандалы следовали за ним по пятам, по Москве гуляли рассказы о его дебошах в ресторанах, конфликтах с милицией, антисемитских высказываниях, опьяненных галлюцинациях. В один прекрасный момент, знатно надравшись, Есенин во время премьеры в Малом театре пробрался за кулисы в гримерку к юный актрисе. Пробы изгнать его не увенчались фуррором, пришлось вызвать милицию, от которой поэт удирал по коридорам театра, но в итоге был пойман.

Он не раз оказывался в отделении милиции, но до суда дело не доходило — выручали знакомства и его обезумевшая популярность. Покровители Есенина во власти и близкие пробовали вынуть его из бедственного состояния: уголовные дела против него растворялись, самого поэта высылали лечиться под надзором именитых докторов. Но тот сбегал и принимался бедокурить вновь.

Темный человек

Еще по прибытии из Америки Есенин избрал для себя новейший общественный образ — он решил прогуляться на Александра Пушкина. Надев сюртук и цилиндр, взяв в руки трость, он также взялся и за откровенно пушкинскую лирику. Так родилась одна из самых узнаваемых его поэм «Темный человек».

Друг мой, друг мой,
Я весьма и весьма болен.
Сам не понимаю, откуда взялась эта боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение).
Или ветер свистит
Над пустым и безлюдным полем,
То ль, как рощу в сентябрь,
Осыпает мозги алкоголь

«Темный человек», 1925 год

Образ доппельгангера взят из пушкинской пьесы «Моцарт и Сальери». В поэме Есенин, который крайние годы вел откровенно деструктивный стиль жизни и заработал очевидную спиртную зависимость, подводит неутешительный результат собственной судьбы.

Есенин достигнул фуррора, о котором всего десятилетие вспять мог лишь грезить. За спиной у него масса стихотворений, которые назубок понимает вся страна. Но в жизни царствуют скукотища и тоска, которую поэт заливает алкоголем. Он оказался в упадке и в «Черном человеке» остро и откровенно рефлексировал.

Для Есенина крайних лет характерен портрет, который оставил писатель Юрий Олеша в книжке «Ни денька без строки». Олеша жил в квартире с Ильей Ильфом, когда к ним заявился опьяненный Есенин в разодранном смокинге и кровоподтеках, очевидно опосля драки с кем-то. Поэт стал читать «Темного человека», схватился за этажерку и обрушил ее.

Кончина Есенина обросла этим же количеством легенд, что и его жизнь, но уже без роли самого поэта. Понятно, что в декабре 1925 года Есенин приехал в Ленинград. Мотивы поездки — или прятался от столичной милиции, или просто двигался по литературным делам, а может, в борьбе с творческим тупиком повторял путь, проделанный десятилетие вспять. Собственный визит он не афишировал. Желал снять квартиру, но той не нашлось, пришлось тормознуть в гостинице «Англетер».

Близкий компаньон Есенина Вольф Эрлих утверждал, что при встрече в Ленинграде поэт передал ему листок с крайним стихотворением, которое недозволено трактовать по другому как предсмертную записку: «До свиданья, друг мой, до свиданья…» С утра поэта отыскали мертвым в петле. Было 28 декабря 1925 года. Есенину — 30 лет.

«Конечно, я озорничал» Поэт Есенин умел эпатировать публику. Почему его выходки Россия любила не меньше, чем его стихи?

Потом пользующейся популярностью стала версия о том, что Есенин был убит. Конспирологическим теориям посвящена не одна и не две биографии поэта. Так либо по другому, собственный скорый уход он, непременно, предчувствовал, что отражалось в его предсмертной поэзии — Есенин признавался в ощущении бессмысленности проделанного пути, запутанности в бессчетных масках, которые примерял в течение жизни, неспособности это течение направлять.

***

Актуальный путь Есенина был маленьким, но мальчик из рязанского села успел неописуемо почти все. Он исполнил свою священную мечту — стал одним из самых ярчайших поэтов в стране. В отличие от почти всех современников Есенина из мира искусства, турбулентные и сумрачные времена стали для него по-настоящему счастливыми. Революция преобразила его творчество, посодействовала отыскать свой глас, показала путь к тестам и поискам новейшего.

Творчество Сергея Есенина остается очень пользующимся популярностью и по сей денек и отлично знакомо не только лишь школьникам, да и любителям шансона. Его «Гой ты, Русь» декламируют у доски на уроках литературы, на эти же строчки исполняет песню Вика Цыганова. У Стаса Михайлова каверов Есенина еще более. Наследство поэта так популярно, что перепевали его и в остальных жанрах, к примеру, группы The Retuses и «Монгол Шуудан».

Поэта, молвят, недозволено именовать мертвым, если о его творчестве помнят. Поэзия Сергея Есенина в современной русской культуре ощущает себя живее всех {живых}.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»