СтатьиТеатр

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

12:44, 26 августа 2025

Сергей Образцов — человек неповторимый. Он жил и творил в сложное время, на которое пришлись войны, революции, утраты и лишения. Его энергия была неуемной: он сразу занимался театром и кино, литературой и живописью, музыкой и даже разведением голубей. Но мировую славу ему принес конкретно неповторимый кукольный театр, выросший из детского увлечения и ставший делом всей его жизни. О умопомрачительной судьбе знаменитого кукольника ведает материал «Ленты.ру» из цикла «Жизнь восхитительных людей».

Москва, начало 1900-х. Мать подарила пятилетнему Сереже небольшую куколку бибабо — круглоглазое забавное существо в голубом халате с длинноватым ртом, без носа, с колпачком на голове и совсем неопределенным выражением лица. Бибабошка надевается на руку, как перчатка: указательный палец просовывается в голову, большенный и средний стают руками куколки.

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

В руках Сережи Бибабошка оживает — отрисовывают карандашами, рыдает и смеется, хлопает в ладоши, пляшет. Мальчишка любит эту куколку, будто бы она жива. Даже на прогулках он носит ее с собой в рукаве. Бибабо выглядывает из полушубка, глядит на мир вокруг нас, на прохожих. Время от времени устраивает истинные уличные представления перед публикой — но лишь до того времени, пока рука у Сережи не промерзнет.

Но кто же тогда задумывался, что это совершенно быть может чьей-нибудь профессией, да еще профессией суровой, вокруг которой организуется целый театр с актерами, живописцами, билетерами и даже швейцаром с золотыми нашивками? Ни мне, ни моим родным не могла придти в голову таковая несуразная идея

Сергей Образцов«Моя профессия»

Годы спустя куколки станут для Сергея Примерна делом всей жизни. Но свое призвание он отыщет далековато не сходу.

«Обычная трудовая семья»

Юность Примерна пришлась на самое беспокойное время русской истории — две революции, 1-ая глобальная война. И все таки детство было счастливым. «Помню себя в девятьсот 5-ом году "участником баррикадных боев". Мне тогда было четыре с половиной года. Баррикады были изготовлены из перевернутой кровати брата, за какую мы залезли с соседской девченкой и кошкой. А через год я был "издателем и продавцом газеты". Газета вся была написана мною печатными знаками и состояла из обрывков дискуссий взрослых», — такие ранешние мемуары сохранил будущий величавый кукольник.

Образцов родился в Москве 22 июня 1901 года в семье инженера-железнодорожника и учительницы российского языка. Предки много работали, потому Сережа был нередко предоставлен себе. По его мемуарам, у их была «самая обычная трудовая семья». «Возлюбленным писателем был Толстой, возлюбленным композитором — Чайковский, возлюбленным певцом — Шаляпин, возлюбленным театром — Художественный», — писал Образцов в собственной автобиографии.

Столичный художественный театр потом сыграл в жизни Сергея самую важную роль. Хотя в молодости он и поразмыслить не мог, что хоть как-то будет связан со сценой: «Шансов на профессию актера у меня было столько же, сколько на профессию доктора либо астролога». Юный Образцов грезил стать художником. Отрисовывал много и упрямо — и цветными карандашами, и акварелью, и масляными красками. Достигнув совершеннолетия, был принят в Высшие художественно-технические мастерские — именитый ВХУТЕМАС.

Не понимаю, вышел ли бы из меня в конце концов реальный живописец либо же, дойдя до определенного уровня проф грамотности, я на нем бы и тормознул

Сергей Образцов«Моя профессия»

В 1919-м Сергей женился, но 1-ый его брак окончился катастрофой: возлюбленная супруга Соня в 1928 году погибла от сепсиса опосля рождения второго малыша.

«Не жалею, что был актером людского театра»

В 1920-е Сергей нежданно себе оставил живопись и решил заняться актерским мастерством. Вышло случаем: скрипачка музыкальной студии Художественного театра, жившая по соседству, поведала о пробах. Недолго думая, Образцов решил попытать фортуну. Он был самым юным конкурсантом.

Принимавший экзамены Владимир Немирович-Данченко задал вопрос у него: «Сколько для вас годов?» Образцов дал ответ, что ему «20 один лет». И был (пусть и без оклада) принят в театр, как он сам подразумевал, за остроумие.

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

При всем этом ни в которой актерской школе Сергей не обучался, занятия по знаменитой системе Станиславского были нерегулярными и недолгими. Схватывать приходилось на лету — и сценическое мастерство Образцов осваивал уже на практике, на очах у зрителей.

Я не имею права считать, что прошел хоть какую-нибудь периодическую актерскую школу, до этого чем попал на сцену. Мое фактическое обучение (педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками) началось конкретно на самой сцене

Сергей Образцов«Моя профессия»

Театр стал большенный частью жизни Примерна — он играл в МХТ целых восемь лет, исполняя в большей степени маленькие острохарактерные роли. Невзирая на то что и это занятие он в итоге оставил, годы в Художественном театре, как и время, ушедшее на набросок, совсем не казались ему потерянными либо потраченными впустую: «Я нисколечко не жалею, что был актером "человеческого" театра, как не жалею о том, что столько лет обучался живописи. Уроки "человеческого" театра я ценю как весьма принципиальные, нужные мне уроки, а людям, у каких я эти уроки брал, — знали ли они про то либо нет, — я нескончаемо признателен».

«Все было скучновато, неинтересно, пошло»

«Роман с куколкой» начался у Примерна неприметно, но, как он сам утверждал, «почти все романы и в жизни появляются неприметно для их участников»: «Сначала двум встретившимся людям бывает приятно болтать ни о чем. Позже возникает желание встречаться почаще, а трепотня ни о чем преобразуется в дискуссии о работе, о профессии, о жизни. Позже эти встречи стают Необходимостью, а периоды меж встречами кажутся разлуками. Это уже Любовь. А позже разлуки прекращаются совсем, а встречи соединяются в Непрерывную линию жизни. Это брак».

На дворе был 1923 год, в разгаре была новенькая финансовая политика — НЭП. Большая страна лишь приходила в себя опосля разрушений революции. Под новейший год МХТ организовал шутливое представление для узенького круга бизнесменов и меценатов, получившее заглавие «Необычная ночь (то есть темное время суток)». Целью выступления был сбор средств для оказавшихся без средств к существованию артистов.

Программка была пространна и многообразна — от пародий и мини-опер до выступления «цыганского табора». Сергею досталась роль кукловода, который разыгрывал сценку с куколкой Петрушкой. Роль была ответственной — перед зрителями кукольник оставался в одиночестве. И Образцов с треском провалился.

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

«Я сообразил это опосля первых же произнесенных мною фраз. Не только лишь хохота, да и ухмылки не вызвало представление моего Петрушки. Провал был так окончательным, что и речи не могло быть о том, что можно еще что-то спасти, переработать, доработать. Все от начала до конца оказалось никуда не пригодно. Все было скучновато, неинтересно, пошло», — такие мемуары Образцов сохранил о собственном дебюте. Опосля концерта, как он гласил, остались лишь средства и стыд.

И все таки кукольных представлений Сергей не оставил. Сначала это были любительские домашние концерты для собственных, к которым Образцов готовился меж обыкновенными репетициями. Он сам выкраивал костюмчики, выклеивал из папье-маше кукольные головы и лица. Равномерно домашние концерты становились все наиболее частыми, круг зрителей ширился, разрастался и репертуар кукольника-любителя.

Я выступал и в школах, и в санаториях, и в Музыкальном техникуме Гнесиных, и в литературно-художественном кружке «Триада», и в литературном кружке «Никитинские субботники», и на «Мансарде» Пронина. Посреди этих выступлений было несколько и чисто проф.
За плату

Сергей Образцов«Моя профессия»

Образцов принципно отрешался разделять кукольную сцену с кем-то еще — ему хотелось продолжать традицию народных петрушечников, которые находились за ширмой в одиночку. Это накладывало ограничения на репертуар — он был должен быть под силу одному артисту. Скоро Сергей в собственных кукольных концертах сделал крутой поворот — отказался от каких-то диалогов и переключился только на пантомиму.

Благодаря постоянным выступлениям Образцову удалось создать для себя имя — по последней мере в афишах сборных концертов его начали указывать. «Москвичи привыкли к новенькому концертному жанру и к моей фамилии, и меня стали не только лишь провожать рукоплесканиями, да и встречать. Возникли все проф характеристики фуррора», — вспоминал он.

К 1930-м годам о выступлениях Примерна знал уже и умственный бомонд Русского Союза. Артиста приглашал к для себя даже Максим Горьковатый. А скоро любительскому единоличному предприятию предначертано было вырасти в целый проф театр.

«Поэтому что произошла Октябрьская революция»

В 1931 году кукольные спектакли уже не были новостью в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) — их ставили не только лишь в Москве и Ленинграде, да и в Киеве, Харькове, Нижнем Новгороде, Воронеже. Конкретно тогда Образцову предложили сделать свой театр при Центральном Доме художественного воспитания малышей в Москве.

Предложение это, как утверждал Сергей Владимирович, не было кое-чем из ряда вон выходящим: «В тот денек, когда в моей комнате раздался телефонный звонок и незнакомый глас из незнакомого учреждения произнес, что меня требуют зайти для переговоров о организации театра, в почти всех местах страны раздавались такие же звонки и происходили такие же дискуссии — о разработке лаборатории либо опытнейшего участка цитрусовых, организации школы либо журнальчика, открытии новейшего цеха либо проекте ирригационного канала».

На вопросец, как и почему появился наш театр, есть лишь один ответ: «Поэтому что в семнадцатом году произошла Октябрьская революция»

Сергей Образцов«Моя профессия»

Но сделать целый театр — не спектакль поставить. Образцову требовалось отыскать будущих актеров, режиссеров и живописцев, также людей, которые будут заниматься административной работой. В период становления русского кукольного театра (который был конкретно русской новостью — в дореволюционной Рф кукольники, обычно, выступали на ярмарках и работали в одиночку) рассчитывать на экспертов было делом обреченным — новое заведение полностью состояло из любителей. Как вспоминал Образцов, самыми непрофессиональными оказались драматурги, предлагавшие «пьесы, до удивительности неправильные и неточные по своим видовым и жанровым признакам».

У Примерна не было иллюзий относительно того, какой репертуар должен быть у кукольников. Первым спектаклем, прошедшим в стенках новейшего театра, где Сергей в первый раз выступил режиссером, стал «Джим и Бакс» — о чернокожем мальчугане и его собаке, которые из США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) пробуют добраться до Русского Союза. Детская приключенческая история поднимала при всем этом суровые политические темы — капитализм, безработица, расовое неравенство.

Если на данный момент незнакомый мне создатель приносит пьесу, я до этого всего читаю список работающих лиц: «Петр Иванович Чулков, 48 лет. Анна Степановна, его супруга, 42 года…» Далее мне читать не нужно. Пьеса не годится. Она «людская»… Товарищ создатель, несите пьесу в Малый либо на Таганку. Если пьеса не плохая, ее там потрясающе сыграют. Мы можем сыграть лишь плохо

Сергей Образцов«Моя профессия»

Центральный театр кукол длительное время оставался маленьким предприятием — в нем были заняты всего 5 актеров, ну и собственного помещения у него не было (так что с вешалки начинается все таки не любой театр). Представления демонстрировали в школах, клубах, во дворах. Декорации возили в тележке, в которую был запряжен мерин по прозвищу Катер.

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

1-ое стационарное помещение у труппы Примерна возникло лишь в 1936 году — театр основался на углу улицы Горьковатого и Оружейного переулка, на площади Маяковского (сейчас Триумфальной). А уже в последующем году при нем были сделаны музей и библиотека.

В конце десятилетия Образцов женился во 2-ой раз — его избранницей стала актриса Ольга Шаганова. Она известна единственной киноролью — Буратино в кинофильме «Золотой ключик» 1939 года. Ольга стала приемной мамой для малышей Сергея от первого брака. Это был не только лишь домашний, да и творческий альянс — Ольга Шаганова сопровождала кукольным представлениям на рояле и делала обязанности личного секретаря и помощницы Примерна.

«Весьма малая наша планетка»

В летнюю пору 1941 года грянула Величавая Российская война. Над Москвой кружили фашистские самолеты. Любой денек звучала сирена воздушной волнения. Вечерком 24 июля бомба свалилась рядом с театром — взрыв был таковой силы, что в здании осыпалась штукатурка, вылетели стекла в окнах, потолок небезопасно провис. Актеров эвакуировали на речном трамвае и выслали за Урал. Путь занял месяц — труппа плыла по Москве-реке, по Оке, по Волге, по Каме, по Белоснежной, останавливалась около населенных пт и игралась спектакли.

На фронте тем временем массово погибали люди, фашисты брали город за городом. В это тяжелое военное время Образцов не мог избавиться от чувства собственной бесполезности.

«В 1-ые же деньки войны вкупе со всем коллективом театра я начал работу над специальной антифашистской программкой для фронтовых бригад, но в том, что эта работа окажется нужна, вправду нужна — без всяких оговорок, в этом тогда я не ощущал полной убежденности. Всегда было чувство, что я лишь стараюсь оправдать эту работу перед иными. Падало почтение и к работе, и к себе», — признавался он.

Все поменялось, когда театр стал выступать в лазаретах перед ранеными бойцами — тогда Образцов удостоверился, что для почти всех людей его кукольные концерты были важнее фармацевтических средств. Артисты прогуливались по палатам, чтоб представление узрели все, даже тяжелораненые.

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

В годы войны театр организовал 16 концертных бригад, которые дали наиболее 300 представлений на фронте. Ставили агитационные спектакли с обычным антифашистским посылом. Образцов и его труппа учили боец созодать кукол и водить их, и увлеченные сиим делом военные позже разъезжали по Западному фронту с куколками.

Так кукольный театр Примерна пережил самое тяжелое время в собственной истории

Опосля войны представления в Москве возобновились. А уже в 1948-м кукольная труппа отправилась на 1-ые зарубежные гастроли — в Польшу и Чехословакию.

Гастролей у Примерна потом было величавое огромное количество — его театр выступал в ГДР и США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке), Канаде и Франции, Индии и Стране восходящего солнца и в почти всех остальных странах. «Не понимаю, сколько тыщ км налетал я по земному шару. Не подсчитывал. Весьма, оказывается, малая наша планетка. За два денька, наверняка, всю облететь можно», — вспоминал кукольник.

Из бессчетных поездок Образцов привозил диковины: его квартира скоро обросла таковым количеством увлекательных находок, что стала похожа на музей. В различных странах и городках артист собирал куколки, маски, игрушки, картины. Это собрание он называл «моя кунсткамера» и любил водить по ней экскурсии.

Кино и голуби

В 1950-х театр Примерна развернул сотрудничество с синематографом — спектакли стали снимать на кинопленку. Первой таковой работой сделалось «Небесное созданье», пародия на современную советскую эстраду. За ним последовали почти все остальные, знакомые любому, кто рос в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии): «Необычный концерт», «Магическая калоша», «Божественная комедия», «Ноев ковчег» и остальные. Сначала фильма-спектакля обязательно возникал Сергей Образцов со вступительным словом.

В 1960-е Образцов предпринял очередной резкий поворот в карьере: стал режиссером документальных кинофильмов. Под его управлением и с его закадровым голосом вышли картины «Необычное рядом», «Кинокамера винит», «Неописуемая правда».

Кукла колдуна. Как Сергей Образцов в годы репрессий и войны создал один из самых уникальных театров мира?

Но кукольную сцену Образцов не оставил. Напротив, все последующие десятилетия он интенсивно занимался преподаванием и воспитал не одно поколение актеров. В 1970 году труппа переехала в знаменитое здание с большенными часами на Садовой-Самотечной улице. В Доме на Самотеке театр Примерна живет по сей денек. Кабинет художественного управляющего размещался под самой крышей — Сергей Владимирович постоянно оставался в центре событий и воспринимал роль во всех шагах сотворения спектаклей.

За это в театре его окрестили Владельцем

Очередной страстью Примерна было разведение голубей — обычное увлечение обитателей дореволюционной Москвы, которое Сергей Владимирович перенес и в новое время. С птицами он возился с молодости, но если сначала 1910-х у него было чуток наиболее 10-ка голубей, то в 1980-е их число перевалило за сотку. Они жили в трехэтажной голубятне, которую Образцов возвел на собственной даче во Внуково. О страстном увлечении пришлось запамятовать, когда у Сергея открылась брутальная аллергия на голубей. Птиц пораздавали друзьям-заводчикам.

***

Сергей Образцов ушел из жизни 8 мая 1992 года в возрасте 90 лет, прожив неописуемо увлекательную долгую жизнь. Энергии и любви к собственному делу у известного кукольника было настолько не мало, что его жизнь в искусстве по большенному счету длится до сего времени. Сменяется мода в театре и мультипликации — но у «Необычного концерта» больше 2-ух миллионов просмотров на YouTube. А ведь речь о фильме-спектакле, завязанном на шуточках и эстрадной моде начала 1950-х! При помощи кино Образцов дальновидно сохранил их для будущих поколений.

Воздействие Примерна и его театра иногда простиралось далековато за границы искусства. В СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) 1970-1980-х расхожим было выражение «час волка», у которого необычное происхождение. В эру застоя алкоголь продавали с 11 утра. К этому времени в пользующемся популярностью универсаме на Садовом кольце — наискосок от театра Примерна — уже собиралось много любителей спиртного. О пришествии священного времени им докладывали сказочные часы на стенке театра — ровно в 11:00 из циферблата выезжал Сероватый Волк. Аллегорический «час волка» взяли на вооружение по всей стране, за сотки км от Дома на Самотеке.

Не считая часа волка Образцов оставил опосля себя и час доступного любому москвичу счастья. Не непременно входить в здание театра — довольно только подойти к нему в полдень либо в полночь, когда пробуждаются знаменитые часы на фасаде. На циферблате возникают двенадцать сказочных персонажей, которые под музыку приветствуют признательных зрителей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»