Тыщи россиян раз в год попадают в секты (Так называется любая группа, имеющая своё учение и свою практику), где стают жертвами сексапильного и психического насилия. Их фавориты искусно манипулируют эмоциями людей, вынуждая их отдавать все свои сбережения и посвящать себя служению следующему культу. О страшенной беспощадности сектантов ведает книжка общественного психолога Миши Вершинина «Снутри секты (Так называется любая группа, имеющая своё учение и свою практику). Почему люди попадают под воздействие культов и можно ли им посодействовать», в какой создатель тщательно изучит механизмы попадания в секты (Так называется любая группа, имеющая своё учение и свою практику) и ведает о методах спасения из их. «Лента.ру» с разрешения издательства «Бомбора» публикует отрывок из книжки.
Контроль мышления
Это моя самая возлюбленная часть в исследовании культов — разбираться, при помощи каких действий формируются культовые убеждения и установки, угнетается критичное мышление и поощряется конформизм перед группой и ее фаворитом. Как вы присоединяетесь к группе, вы отказываетесь от того, что до культа вы жили верно. Все, что было ранее, становится непринципиальным либо даже порочным.
Технологии вербовки и конфигурации личности либо препятствием для вашего личного роста. От вас требуют принятия «культовой действительности» как базы вашего миропонимания. Это происходит на порядок легче, если благодаря информационному воздействию сформировать у человека черно-белое мышление. Где культ и сам человек в его рядах — это «заступники всего красивого», а такие, как я, психологи, правоохранители, священники, безбожники, бывшие друзья и родственники, кто не присоединяется к культу либо даже гласит какие-то придуманные мерзости про Учителя, вот мы являемся «злом». Либо иной вариант установки: «мы против их», крайняя надежда населения земли против сероватой массы, которая тянет нашу цивилизацию и попадание в рай / в никуда / черную дыру / Тьмутаракань / Ад / к отключению серверов Матрицы.
Начинать с незапятнанного листа просто, когда у вас есть новенькая личность/идентичность. Кроме прически и одежки, помогает смена имени либо потаенное имя, а еще лучше несколько имен: для приближенного круга, для рядовых культистов и для наружного мира. Поверьте, я, Святозубр третьей ложи Нескончаемого Дуба, не могу ошибаться.
Одной из техник остановки мышления в культах служит внедрение шаблонных формулировок, определений и клише, которые обозначают какую-то делему, но при всем этом разрешают останавливать критичное мышление и упрощают общение сверху вниз
К примеру, у корейских мунистов есть термин «синдром (совокупность симптомов с общим патогенезом) Каина и Авеля» либо просто «неувязка Каина». Когда вы сомневаетесь и высказываете свое колебание, то для вас молвят: «У тебя неувязка Каина». В переводе на обычный язык это значит, что «Каин был нехорошим и убил Авеля, и если ты сомневаешься в мудрости решений управляющих и наставников, то ты таковой же, как и он, готовишься совершить тяжелейший грех». И таковых маленьких слов, которые содержат внутри себя упакованный при помощи идеологии контроль мышления и поведения, могут быть 10-ки в жизни культиста. Если ты не останавливаешься, то тебя накажут.
К тому же, твой «бадди», друг либо наставник растолкуют в личной беседе либо на проповеди, что мир полон искушений, нехороших людей и противных бесов/бесов/рептилоидов/ инопланетян/масонов, которые пробуют для тебя внушить нехорошие и некорректные мысли. А что необходимо созодать с нехорошими идеями? Верно, мой молодой ученик, закончить о этом мыслить и сфокусироваться на не плохих и приличных идей. Что для тебя поможет в этом: отрицание критичной инфы, рационализация, оправдание действий культа, принятие хотимого за действительное. Можешь начать воспевать культ и фаворита через песни, это помогает, либо начать длительно и много молиться либо медитировать.
Для неких культистов, которые, как неохаризматы, считают, что могут гласить на неведомых, позабытых, старых языках, есть возможность спрятаться за набор звуков и букв — все ради того, чтоб пропускать через себя лишь правильные и положительные мысли, а сомнения откинуть. Пахнет «положительной психологией» и «черно-белым мышлением», не находите?
Экс-культистка Алена из нелегальных «Очевидцев Иеговы» ведает о том, какие мысли ее стращали и что посодействовало покинуть культ:
«Вопросцы и сомнения, естественно, появлялись, у меня было чувство, что я что-то упускаю в собственной жизни. Я же жила, обучалась и работала посреди обыденных "мирских" людей, и они совсем не казались мне злосчастными. У меня были мысли, а что если все мои ограничения будут напрасны? Я не могла быть уверена, что вечное и красивое будущее, что обещают "Свидетели Иеговы", настанет. А если и настанет, доживу ли я? Но пугало, что может быть таковыми идеями я оскорбляю Бога.
Почти все в моей жизни не приносило мне ублажения, и мне жутко было осознавать, что так будет постоянно. И во имя что? Меня пугало мое неверие. Почему остальные веруют, терпят, а я нет? Может это со мной что-то не так? Меня подавляло, что я повсевременно обязана надзирать себя — от наружного вида до кинофильмов и музыки — чтоб не совершить чего-нибудть предосудительное. Мои мысли были о том, для чего все это Богу? Чтоб что? Озвучить свои сомнения было некоторому.
И неизменный ужас осуждения, что меня будут сторониться либо накажут лишением предназначений и общения, ведь моя семья и друзья были СИ. Ты живешь в неизменном ожидании чего-то наилучшего, нужно лишь незначительно потерпеть. А стоит оно того? С одной стороны, на для тебя нет ответственности за свое будущее, для тебя же все даст Бог — довольно комфортная позиция. А если я уйду, как я буду жить? Смогу ли?
Ведь меня учили, что без собрания жить я буду 100 % плохо. Вот эта неизвестность, когда ты в колебаниях, она и стращает. Вдруг там "в миру", вправду ужаснее? Ты не узнаешь, пока не попробуешь. А пробовать — означает, поставить все на кон. Что страшнее — на этот вопросец ответа нет»
Не считая того, в культе будут создавать ситуации, когда от вас будут ожидать определенных историй и рассказов, а вы, чтоб соответствовать сиим ожиданиям и не утратить поддержку группы, сможете начать манипулировать своими мемуарами, перекручивать их и даже создавать неверные мемуары. Про неверные мемуары в исправительных лагерях Китая весьма отлично поведал психолог Роберт Лифтон, про которого я уже пару раз гласил.
В «Нью-эйджевских» движениях весьма популярен тезис, что оптимальный анализ, критичное мышление и критика — это сотворения «прогнившей западной и христианской культур», которые мешают людям развиваться и жить в мире и добре. От их необходимо отрешиться, потому что они ужасны, как и некорректные мысли, и совершенно это «неувязка Каина» и для вас пора тормознуть. Тем наиболее неприемлимо задавать критичные вопросцы о фаворите, идеологии культа и особенностях управления группой.
Ты что, прояви смирение, брат/сестра, тобой управляет твой «буржуазно-капиталистический умишко», «похоть и разврат» либо Сатана/Ксену / Загадочник из Готэма.
И естественно, все, что сделала до культа людская цивилизация и классические религии — или нелегально, или никчемно, или несет внутри себя семечки разрушения. Если, естественно, эти заслуги недозволено употреблять как положительные аргументы в пользу защиты идеологии культа либо укрепления стиля фаворита секты (Так называется любая группа, имеющая своё учение и свою практику).
Задачка контроля мышления — поменять ваше докультовое мышление, чтоб вы приняли навязанную действительность таковой, какой ее сделал и сформировывает культ.
Чувственный контоль
Эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) в собственном ярчайшем проявлении весьма любопытно влияют на критичное мышление. Чем наиболее мы чувственны в некий ситуации, тем труднее нам критически мыслить — наступает некоторый аффект.
Возьмите поведение толпы на праздничке, концерте, открытии новейшего магазина, акции распродажи либо спортивном мероприятии. Есть определенные шансы, что масса начнет себя вести неуправляемым образом и всем позже будет весьма постыдно за свое поведение либо погромы.
В культах манипулируют чувствами, поощряя зависимость и лояльность при помощи «бомбардировки любовью», чувства вины и ужаса.
К примеру, возьмем вину, которая может включать в себя совсем различные виды. Культ должен вынудить вовлеченных ощущать себя таковым образом, что в всех дилеммах постоянно имеется их вина: вина перед определенным лицом; вина за свои низкие характеристики и потенциал; вина за прошедшее свое и собственной семьи; вина за мысли, чувства, деяния, которые противоречат установкам культа; соц, государственная и историческая вина.
Можно играться на ужасах, которые разрешают сформировывать фобии и неврозы, также отучают от самостоятельности: страшитесь независящего мышления, потому что это воздействие третьих сил; страшитесь наружного мира, полного противников, угроз и греха; страшитесь ошибиться и утратить возможность духовного спасения; страшитесь утратить поддержку группы и остаться одному; страшитесь неодобрения группы, наставника и фаворита.
Основное, чтоб член культа повсевременно ощущал, что в дилеммах повинет он, а не фаворит либо группа. Либо его подталкивают к чувственным признаниям перед группой в колебаниях, черных идей и грехах. Культиста при помощи манипуляций и группового давления приучивают считать некие свои эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) либо потребности злыми и греховными, принуждают их останавливать и перекрыть, теснить чувства тоски по дому, гнева к группе, сомнения в учении и все это на уровне самоконтроля и автоматизма.
В почти всех культах повсевременно катают на «чувственных качелях» собственных последователей, где «все отлично» изменяется на «шеф, все пропало», и «вы молодцы» сменяется на «вы ужасные грешники»
Основное, чтоб у вас не было состояния спокойствия, и вы повсевременно показывали свои эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) группе, если это, естественно, не противоречит правилам группы.
Чем небезопасна демонстрация эмоций перед группой, ведает домашний психолог, кандидат психических наук Ира Камаева:
Чем небезопасна неизменная демонстрация эмоций перед группой? Даже если мы на минутку уберем из внимания основной эффект — групповое инфецирование, и представим, что любой участник данной группы раздельно переживает свои состояния... это состояния, включающиеся "в ответ". И интенсивность данной ответной реакции постоянно приблизительно равна интенсивности действия
«Весьма чувственный, "горячий", демонстративный, давящий ведущий группы включает такие же по интенсивности ответные реакции в любом участнике. Далее само наличие группы не дает "прийти в себя" (правда же, здесь уместно это выражение — "прийти в себя", другими словами возвратиться из групповой психики, из групповых чувств, из группового мышления в свое собственное).
И человек достаточно стремительно привыкает к интенсивному чувственному действию и собственному интенсивному чувственному ответу. В тот момент, когда такового действия нет, и ответ не так мощный чувственно, он уже игнорируется психикой (психика - способность активного отражения реальности или совокупность душевных процессов и явлений) человека.
Давайте представим гипотетичную ситуацию, в какой вот такового участника группового инфецирования, группового давления, да к тому же с неизменными сильными чувственными проявлениями фаворита, встречает старенькый друг. И пробует "спокойно поговорить" с ним о том, что происходит, куда он попал, в чем опасность.
Вот это "спокойно поговорить" больше не работает. Человек просто не слышит, потому что уже сформировавшаяся привычка к броским чувственным коммуникациям притупила реакции на воззвания, быть может, умные и глубочайшие, но не калоритные. Вот если кто-то попробует так же страстно отговорить его от роли в групповых сборищах, тогда, может быть, реакция будет. Но конкретно реакция, а не осмысление происходящего. К тому же, люди склонны тихо говорить, надеясь, что получится "воззвать к разуму". Так равномерно уходит, растворяется в этом ядовитом чувственном болоте, исчезает спокойное, глубочайшее, критичное, разумное».
Помните, что: «счастье либо самореализация невозможны вне группы»; «вас ожидают ужасные последствия», если вы покинете группу (либо для вас скажут про 1-го бывшего участника, с которым это вышло). Вот приблизительно, что вас ожидает:
ад и одержимость демонами, быстрее всего, неизлечимые заболевания, злосчастные случаи и происшествия, суицид либо безумие. Либо нескончаемая вереница реинкарнаций;
общение с ушедшими либо с близкими вне культа может заразить вас неудачей, проклятьем и снова же потерей способности попадания в рай либо духовного/личного роста;
нет никакой беспристрастно вероятной предпосылки ухода из единственного верного учения нашего движения и дружной новейшей семьи. Уходят лишь глуповатые, слабенькие, бездуховные личности, зависимые от искушений современного мира, — либо же их околпачили психологи, которых наняли члены семьи и докультовые друзья;
если ты уйдешь, то пострадает твой друг в культе либо член семьи вне культа.
А что? Шантаж, помноженный на ужас, непревзойденно работает и делает фобии на выход из культа.
<...>
Удержание в культе
Одного описания культов и их системы манипулирования, контроля и удержания собственных сторонников нет. По отдельности мы вправду знаем, какие инструменты они употребляют, какие социальные процессы запускают, как наносят вред психике (психика - Субъективный внутренний мир человека, оппосредованный/оппосредующий взаимодействие человека с внешним миром) и нередко понижают когнитивные возможности человека либо его критичное мышление, как минимум по отношению к фавориту и группе.
Есть культы, которые будут держать собственных последователей подальше от их близких, в другом городке либо на ферме. Кое-где последователей будут задерживать силой, кое-где до наиблежайшего населенного пт будет 100 км через леса, либо у последователей не будет средств на оборотный билет.
Есть культы, где последователей на физическом уровне заставляют через избиение, изнасилования и запугивание, а есть культы, которые делают такую обстановку, что последователи сами дают себя наставнику, считая, что это необходимо им для их духовного развития либо как демонстрация любви к гуру.