15 фото
В Амстердаме в Музее фото FOAM проходит ретроспектива японского фотографа Масахисы Фукасэ «Приватные сцены». В экспозицию вошли снимки из самой известной серии создателя «Вороны», также разрозненные кадры из остальных циклов Фукасэ с начала 1960-х до 1992-го — рокового года в жизни фотографа.
Тогда, выпивая в одном из заведений в Синдзюку, токийском квартале бардовых фонарей, опьяненный Фукасэ свалился с лестницы бара и получил повреждение мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Фотограф 20 лет оставался недееспособным, то и дело впадая в кому, — прямо до собственной погибели в 2012 году. Все эти 20 лет к архивам Фукасэ не было доступа, и лишь опосля его кончины миру раскрылись сотки снимков, которые принесли ему славу необычного гения.
Раскрашенные полароиды, автопортреты в ванне, зевающие коты: наилучшие снимки Масахисы Фукасэ — в галерее «Ленты.ру».
Из серии «Пузырики», 1991
Этот снимок — из крайней серии Масахисы Фукасэ, сделанной до катастрофы. В цикл «Пузырики» (Bukubuku) вошли 79 автопортретов, изготовленных в ванне на водонепроницаемую камеру. Критики обрисовывали серию как «затейливую, но незначительно болезненную игру в пасьянс».
Из серии «Приватные сцены», 1991
Серия раскрашенных полароидных снимков 1991 года — типичная попытка самоанализа Масахисы Фукасэ, который делал селфи (тогда этого слова еще не было) на фоне сцен из ежедневной жизни остальных людей, встреченных им на улице.
Из серии «Семья», 1972
Масахиса Фукасэ родился в небольшом городе на полуострове Хоккайдо, где у его семьи была фотостудия, — логично, что он избрал карьеру, связанную с фото.
Из серии «Семья», 1972
Этот домашний портрет Фукасэ повторил в 1987 году — через год опосля погибели отца. На снимке глава семейства представлен в виде полноразмерного портрета с темными ленточками.
«Канадзава», из серии «Вороны», 1977
Серия «Вороны» (множественное от «ворон», а не «ворона») в оригинале именуется «Одиночество ворона» — и конкретно эти монохромные, сумрачные снимки захватили Фукасэ репутацию конструктивного фотографа.
«Мыс Эримо», из серии «Вороны», 1976
Фукасэ употреблял птицу как метафору собственного одиночества. Позднее, в 1982 году, он даже гласил, что сам «стал вороном». Спустя несколько 10-ов лет альбом «Вороны» признали наилучшей фотокнигой всех времен.
«Паром Сэйкан», из серии «Вороны», 1976
Для фотографа серия символизировала отчаяние, в которое он впал опосля развода с супругой. Ее звали Ёко, и с ней Фукасэ прожил 12 лет, посвятив ей большенный альбом, нареченный ее именованием.
Из серии «Мемуары о отце», 1975
Серия «Мемуары о отце» вылилась в фотокнигу, в какой автопортреты Фукасэ чередовались со снимками из домашнего архива. Альбом представляет собой визуальную биографию его отца. На этом фото он запечатлен за год до погибели, в 1986 году.
Из серии «Саскэ», 1977
«Все 40 лет моей жизни вокруг меня всегда мелькал кот, преследуя меня, как тень», — гласил Фукасэ. В 1977 году он брал котенка, назвав его Саскэ в честь ниндзя-персонажа из манги.
Из серии «Саскэ», 1977
Спустя 10 дней Саскэ сбежал от него. Фотограф развесил больше сотки объявлений о пропаже котенка, но тот так и не возвратился. Через несколько недель ему по объявлению позвонила дама, заявив, что отыскала весьма схожего кота. Это оказался не Саскэ, но Фукасэ все равно забрал его, назвав Саскэ №2 — в надежде, что 2-ой котенок унаследует дух «оригинала».
«Цветной подход к муравьям», 1962
В 1974-м Фукасэ совместно с иными знаменитыми японскими фотографами Сёмэем Томацу, Эйко Хосоэ, Нориаки Ёкосукой, Дайдо Мориямой и Нобуёси Араки основал школу-студию фото.
«Затмение», из серии «Мемуары о отце», 1987
«Мемуары о отце» следуют за жизнью Фукасэ-старшего, начиная с его юношества и до старости. Заканчивается история снимками кремации и мемориала.
Из серии «Лизание», год неизвестен
Фото из серии «Лизание» (Berobero) отсылают к привычке Фукасэ лизать окружающие предметы и даже языки остальных людей.
«Саскэ», из серии «Игра», 1983
«Любопытно, есть ли иной фотограф, который снял так же много зевающих котов, как я», — гласил Фукасэ. Невзирая на кажущееся однообразие кошачьих портретов, фотограф считал любой жест достойным снимка — ведь он гласит о особенности звериного, которую он желал раскрыть со всех сторон.
«Сцены с воронами», 1985
В японской мифологии ворон — существо, несущее разрушение, предвестие неспокойных, тревожных времен. Фукасэ нередко ворачивался к знакомому мотиву в поздние годы собственной очень рано оборвавшейся карьеры.