15 фото
В Амстердаме в Музее фото FOAM проходит ретроспектива японского фотографа Масахисы Фукасэ «Приватные сцены». В экспозицию вошли снимки из самой известной серии создателя «Вороны», также разрозненные кадры из остальных циклов Фукасэ с начала 1960-х до 1992-го — рокового года в жизни фотографа.
Тогда, выпивая в одном из заведений в Синдзюку, токийском квартале бардовых фонарей, опьяненный Фукасэ свалился с лестницы бара и получил повреждение мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Фотограф 20 лет оставался недееспособным, то и дело впадая в кому, — прямо до собственной погибели в 2012 году. Все эти 20 лет к архивам Фукасэ не было доступа, и лишь опосля его кончины миру раскрылись сотки снимков, которые принесли ему славу необычного гения.
Раскрашенные полароиды, автопортреты в ванне, зевающие коты: наилучшие снимки Масахисы Фукасэ — в галерее «Ленты.ру».
Этот снимок — из крайней серии Масахисы Фукасэ, сделанной до катастрофы. В цикл «Пузырики» (Bukubuku) вошли 79 автопортретов, изготовленных в ванне на водонепроницаемую камеру. Критики обрисовывали серию как «затейливую, но незначительно болезненную игру в пасьянс».
Серия раскрашенных полароидных снимков 1991 года — типичная попытка самоанализа Масахисы Фукасэ, который делал селфи (тогда этого слова еще не было) на фоне сцен из ежедневной жизни остальных людей, встреченных им на улице.
Масахиса Фукасэ родился в небольшом городе на полуострове Хоккайдо, где у его семьи была фотостудия, — логично, что он избрал карьеру, связанную с фото.
Этот домашний портрет Фукасэ повторил в 1987 году — через год опосля погибели отца. На снимке глава семейства представлен в виде полноразмерного портрета с темными ленточками.
Серия «Вороны» (множественное от «ворон», а не «ворона») в оригинале именуется «Одиночество ворона» — и конкретно эти монохромные, сумрачные снимки захватили Фукасэ репутацию конструктивного фотографа.
Фукасэ употреблял птицу как метафору собственного одиночества. Позднее, в 1982 году, он даже гласил, что сам «стал вороном». Спустя несколько 10-ов лет альбом «Вороны» признали наилучшей фотокнигой всех времен.
Для фотографа серия символизировала отчаяние, в которое он впал опосля развода с супругой. Ее звали Ёко, и с ней Фукасэ прожил 12 лет, посвятив ей большенный альбом, нареченный ее именованием.
Серия «Мемуары о отце» вылилась в фотокнигу, в какой автопортреты Фукасэ чередовались со снимками из домашнего архива. Альбом представляет собой визуальную биографию его отца. На этом фото он запечатлен за год до погибели, в 1986 году.
«Все 40 лет моей жизни вокруг меня всегда мелькал кот, преследуя меня, как тень», — гласил Фукасэ. В 1977 году он брал котенка, назвав его Саскэ в честь ниндзя-персонажа из манги.
Спустя 10 дней Саскэ сбежал от него. Фотограф развесил больше сотки объявлений о пропаже котенка, но тот так и не возвратился. Через несколько недель ему по объявлению позвонила дама, заявив, что отыскала весьма схожего кота. Это оказался не Саскэ, но Фукасэ все равно забрал его, назвав Саскэ №2 — в надежде, что 2-ой котенок унаследует дух «оригинала».
В 1974-м Фукасэ совместно с иными знаменитыми японскими фотографами Сёмэем Томацу, Эйко Хосоэ, Нориаки Ёкосукой, Дайдо Мориямой и Нобуёси Араки основал школу-студию фото.
«Мемуары о отце» следуют за жизнью Фукасэ-старшего, начиная с его юношества и до старости. Заканчивается история снимками кремации и мемориала.
Фото из серии «Лизание» (Berobero) отсылают к привычке Фукасэ лизать окружающие предметы и даже языки остальных людей.
«Любопытно, есть ли иной фотограф, который снял так же много зевающих котов, как я», — гласил Фукасэ. Невзирая на кажущееся однообразие кошачьих портретов, фотограф считал любой жест достойным снимка — ведь он гласит о особенности звериного, которую он желал раскрыть со всех сторон.
В японской мифологии ворон — существо, несущее разрушение, предвестие неспокойных, тревожных времен. Фукасэ нередко ворачивался к знакомому мотиву в поздние годы собственной очень рано оборвавшейся карьеры.