КнигиСтатьи

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

Всем известна знаменитая фраза о том, что «секса в Русском Союзе нет». Но секс при всем этом был, и его интенсивно обсуждали на кухнях, на улицах и даже в прессе. Как обсуждали и остальные непростые темы — государственный вопросец, дела, алкоголизм, измены, аборты и почти все другое. Историк Иван Гринько и антрополог Анна Шевцова решили разобраться в отражении самых табуированных тем в русской сатире. В базу их исследования лег большой архив журнальчика «Крокодил», ставшего для собственного времени специфичной фабрикой мемов, формирующей стереотипы и паттерны поведения, определяющей взоры на мир, животрепещущие и для постсоветского времени. «Лента.ру» с разрешения издательства НЛО публикует отрывок.

«Облико морале» в русской карикатуре

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

Создание человека новейшего типа было одной из основных задач русского страны с самых первых дней его существования. Естественно, что в данном процессе много внимания уделялось вопросцу формирования новейшей морали. Соблюдение норм социалистической морали являлось в очах русской идеологии залогом устойчивой демографии, эффективности на рабочем месте и т.д. Часто конкретно соблюдение/несоблюдение моральных норм становилось маркером дела человека к советскости.

В 1961 году на XXII съезде КПСС был принят Моральный кодекс строителя коммунизма, куда вошли очень различные по собственной природе требования к морали — от «нетерпимости к государственной и расовой неприязни» до «нравственной чистоты, простоты и скромности в публичной и личной жизни»:

  1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма.
  2. Честный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест.
  3. Забота всякого о сохранении и умножении публичного достояния.
  4. Высочайшее сознание публичного долга, нетерпимость к нарушениям публичных интересов.
  5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: любой за всех, все за 1-го.
  6. Человечные дела и обоюдное почтение меж людьми: человек человеку друг, товарищ и брат.
  7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в публичной и личной жизни.
  8. Обоюдное почтение в семье, забота о воспитании деток.
  9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству.
  10. Дружба и братство всех народов СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), нетерпимость к государственной и расовой неприязни.
  11. Нетерпимость к противникам коммунизма, дела мира и свободы народов.
  12. Братская солидарность с трудящимися всех государств, со всеми народами» (Моральный кодекс строителя коммунизма).

В силу двойственности русской идеологии безнравственное поведение попадало в «сероватую зону» внимания гос сатиры. С одной стороны, подобные явления требовалось клеймить всей мощью печатных органов, с иной — даже сатирическое отображение пороков сразу являлось признанием самого факта их существования. <...>

Женолюбцы и мужеловки

В мартовских выпусках «Крокодила» живописцы обычно поздравляли «наших красивых дам», упоминая и изображая доярок, тружениц полей, шпалоукладчиц, учительниц, матерей-героинь, медсестер, лаборанток и младших научных сотрудниц, которые не только лишь воспринимали поздравления и неминуемую мимозу, да и накрывали столы до горизонта для празднующей мощной половины населения земли.

Тревожила карикатуристов-мужчин (а насмешка — это практически чисто мужская сфера с редкими исключениями) и тема так именуемых браков по расчету, при этом расчетливые жены и женихи в зрительной сатире «Крокодила» распределены приблизительно поровну, но все таки женщин-хищниц чуток больше.

Диплом о высшем образовании для хорошей девицы часто становился всего только пропуском к замужеству либо к синекуре — к примеру секретарской работе в комфортном кабинете, пусть и с привеском в виде немолодого шефа

Брак с ученым высочайшего ранга, бюрократом, членом творческого союза в обществе воспринимался как удачная партия. Правда, тут появлялись коллизии.

Невзирая на откровенные предложения от престарелого академика («Леночка, желаете стать моей вдовой?», 1955, Борис Лео), сладкий миг вдовства никак не наступал.

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

В карикатуре Миши Битного 1966 года грустная «Василиса-то Красивая позарилась на достояние, вышла замуж за Кащея, а он бессмертный». Подчеркнуто ухоженные, непревзойденно одетые и стильно причесанные «охотницы за супругами» прибыльно различаются от толстых теток в тапках, халатиках, бигудях и со скалками для воспитания загулявших мужей. На «Портрете супруги» Николая Соколова — 1-го из троицы Кукрыниксов (1959) — и совсем изображена двуручная пила. Любопытно, как отреагировала на эту публикацию жена Николая Александровича?

Престижные накрашенные хищницы («Успешная охота», Э. Вальтер) заинтересованы в «значимой сберкнижке» (24/1980), номенклатурных благах, жилплощади в столице, служебном каре, способности «достать» ввезенную вещь, которые прилагаются к прибыльной партии.

Потому-то и глядят они на парней через очки-кошелечки (Л. Самойлов, 1964), и обвиваются вокруг номенклатурного супруга «норкой брачной» (Б. Ефимов, серия «Крокодильская зоология»).

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

Время от времени, вообщем, они просто желают «дамского счастья», другими словами замужества, и через него — увеличения общественного статуса, которое в демографических послевоенных критериях было собственного рода лотереей: «Поэтому что на 10 девчонок по статистике девять ребят».

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

К слову, опасные разлучницы не непременно молодее легитимных «половин»: вспомним, хотя бы яркую Раису Захаровну в выполнении Людмилы Гурченко из комедии «Любовь и голуби» (1985, реж. В. Меньшов); их орудие — победительная женственность, замечательная фигура и хваткие коготки, не оставляющие намеченной жертве ни 1-го шанса. С амуром на поводке, в престижной дубленке и сапогах-чулках — как противостоять таковой? Вообщем, даже женственность и краса выручают не постоянно (М. Битный, 35/1973): «Мой-то кот к некий выдре ушел», — недоумевает очаровательная кошка. Умеющие отлично устроиться дамы в виде лисиц даже попадают на обложку (В. Чижиков, 03/1971).

Иллюстрированный адюльтер в «Крокодиле» — явление редчайшее, как и в принципе изображения пребывания мужчины и дамы в одной постели.

По дороге он [Коппола] задал вопрос:
—У вас в кинофильме герой полтора часа изменяет супруге. Были трудности?
— Нет.
—Удивительно... Вчера мне ваши коллеги сетовали, что в русском кино ничего демонстрировать недозволено. Это не так?
—Кое-что демонстрировать можно, но не все…

Носатый неправильный супруг звонит из автомата домой, сочиняя, что «задерживается на месткоме», рядом потупила глазки стройная хорошая сотрудница (Л. Софейртис). Фельетон Никиты Богословского (05/1977) «О морали, семье и браке» повествует о приключениях незадачливого лектора по вопросцам брака и семьи, который неосмотрительно повез в командировку свою знакомую, «некоторую Люсю» (либо Нюсю?) и поселил ее в собственном номере, воспользовавшись при прописке в гостинице паспортом собственной легитимной супруги-домохозяйки.

Читателям, родившимся уже опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии), необходимо напомнить, что в русских гостиницах «не полагалось прописывать в одном номере 2-ух разнополых лиц, не состоявших в схожих отношениях».

Дальше история о пропавшем паспорте вскрывается, разгневанная жена звонит в гостиницу, выяснит о «личной супруге», достает билет в бесплацкартный вагон и налегке движется наказывать. Занавес. В иллюстрации дородная немолодая Алла Митрофановна противопоставлена прелестной и каверзной брюнетке Люсе, девственно укутанной одеялом до подбородка.

Ловля папочек

В отличие от циничных хищниц, в карикатурах «Крокодила» мужчины наиболее бескорыстны в собственном стремлении завоевывать дамские сердца. Их больше интересует количество жертв, чем их «свойство», другими словами вещественные блага, прилагающиеся к жене. Быть может, так происходит из-за чувства мужской солидарности живописцев? Это «Рентгеновский снимок покорителя дамских сердец» (М. Битный, 20/1955); диалог юных людей в карикатуре Б. Лео («—Кому ты вчера на бульваре разъяснялся в любви?—В каком часу?», 31/1956); «восьмая Марта» Е. Шукаева; мучения бабника в адском котле («Ах, почему я не был однолюбом!» Б. Старчикова, 31/1980).

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

Вообщем, есть и исключения. К примеру, скоропалительный брак стиляги заканчивается скоропалительным разводом «из-за непонимания» («Я задумывался, она будет работать. А она задумывалась, что я!», Е. Шукаев, ), жених представляет свою упитанную жену недоумевающим родителям уже по приезде из загса («Все в порядке — управляет складом!» (Г. Вальк, 09/1977).

Мастер политической карикатуры, заслуженный крокодилец Борис Ефимов на тему «аморалки» практически не упражнялся. Этому были личные предпосылки: как он пишет в книжке «10 десятилетий», долгие годы у самого художника сразу было две семьи.

Над моральным видом «коллег по цеху» открыто иронизировал в собственных работах В. Чижиков.

В 1960-е разводы закончили быть событием, «новейший супруг» в телефонном разговоре длинноногой красотки перечисляется вместе с новеньким сервизом и новейшей шляпкой (Е. Шукаев, 20/1963), а в 1977 году тема разводов и совсем попала на обложку в карикатуре Б. Савкова, где прошлый супруг в компании друзей с цветами и возлияниями отмечает окончание брачной жизни («У нас в крайнее время разводы проходят торжественнее и увлекательнее!»).

Интенсивно в 1970-1980-е гг. редакторы и живописцы журнальчика эксплуатировали тему ухода от алиментов. Исполнительный лист преобразуется в огромный сачок в руках милиционера («Ловля папочек», В. Жаринов); скрывающихся от уплаты алиментов изображают в виде снежного человека (Е. Щеглов) и даже ассоциируют с мортышкой (С. Спасский). Существенно пореже визуализировались те, кто не выплачивал алименты престарелым матерям.

Камасутра через замочную скважину

В отсутствии остальных развлечений личная жизнь соседей в коммуналке заинтересовывала почти всех. С конца 1950-х гг. одним из главных мемплексов «Крокодила» стала замочная скважина, которая ассоциировалась с подглядыванием, сплетней, и анонимками. Вышедший в 1972 году альбом «Неприятели и друзья в зеркале "Крокодила"» (1922 — 1972)» в ознаменование полувекового юбилея издания расположил сплетников в число мишеней, куда красноватая сатирическая рептилия целится из лука, рядом с бракоделами, хапугами, расточителями, взяточниками, чиновниками, пьяницами и очковтирателями («Продолжаю вести огнь», Ю. Федоров, 1960).

Любопытно, что сплетница — единственный дамский образ в этом цирке уродов.

Сплетницы ставали то старушечьим синклитом, заседающим перед подъездом, то отталкивающего вида дамами, обсуждающими и осуждающими молодежь, то соседками, сующими свои длинноватые крючковатые носы в дела остальных

Генрих Вальк изобразил дальновидного ухажера, провожающего свою даму и принесшего бабкам у подъезда автобиографию и анкету. В карикатуре В. Шкарбана 1968 года мать увещевает сына-шалуна, целящегося из игрушечного лука в замочную скважину: «Перестань, попадешь тете Нюре в глаз!»

Конкретно замочную скважину припоминает малограмотный донос на соседа:

Заевление. Мой сасед морально разложился, не женица, ничего о для себя не ведает залажил комнату неизвесными книжками завел сабаку негегеиничной пароды, примите меры! А то... («—Вот заявление на соседа принесла». Рис. О. Кор- нева, 27/1973).

Но склочниками бывают и мужчины: один из их счастлив при виде разведенного моста: «Хе-хе, мостик-то разводится со собственной половиной, учтем!» («Удовлетворенность склочника», Лев Самойлов), иной, в карикатуре «Благожелатель» 1959 г. прославленных Кукрыниксов,—мерзкий, лысеющий, сизый мужик, капающий чернильной слюной на черновики анонимок.

Его перо с раздвоенным жалом уже произвело на свет очередной анонимный пасквиль с соответствующей риторикой тех лет:

Хачу остаться неведомым. Заинтересуйтесь моим соседом. Как человек сигнализирую. Па слухам, т. Иванов женился 20 рас. Праверьте! А его бабушка была фрелина. Березкин с ним подозрительно улыбается. К сему ваш?

Тут и указание на дворянское происхождение жертвы, и на круг его знакомств, и на моральный вид. Мотив замочной скважины показывает и на то, что прямо до середины 1980-х значимой части читателей был отлично знаком «коммунальный очаг», как говорилось в кинофильме «Покровские ворота», где обязаны были сосуществовать весьма различные люди. Жгучий энтузиазм к личной жизни соседей у неких людей был обоснован к тому же тем, что, «подсуетившись», можно было достигнуть перераспределения скудных жилых фондов в свою пользу. Остальные же наблюдали за соседями из любви к искусству. Роскошно этот мотив был обыгран в кинофильме «Стиляги», где соседка следит целую галерею картинок из Камасутры через замочную скважину в двери новобрачных.

«Случайная связь проблескнет, как зарница...»

«Крокодил» очень изредка печатал плакаты, посвященные профилактике венерических болезней. Плакат с поникшим цветком с накрашенными ресничками, адресованный дамам («Случайная связь проблескнет, как зарница, а опосля, может быть, болезнь и поликлиника», ав- тор — А. Браз), — быстрее исключение из правила, при этом позже — 1986 года. Заболевания (нарушения нормальной жизнедеятельности, работоспособности), передающиеся половым методом, эвфемически именовались «заболеванием», и в целом ясно, что ответственность в данной ситуации лежит сначала на даме. «Неразборчивая в связях» дама, разносящая инфекции (Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека), стала известным в культуре США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) образом, который интенсивно употреблялся во время «войны с сифилисом» в 1940-1950-х годах (болезнь числилась разрушительницей приличной мужественности и домашней гармонии).

Дамы вне рамок социально предписанной женственности были мишенями, их следовало винить и стыдить

Как отмечает Элинор Клегхорн, в послевоенных США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) «беспокойство, связанное с инфецированием военных венерическими болезнями, привело к звучным пропагандистским кампаниям, призывающим боец держаться подальше от «дам легкого поведения», «доступных дам» и «уличных проституток»).

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

Так как для подведомственного издания «Правды» было невообразимым признать существование данной группы гражданок прямо до 2-ой половины 1980-х гг., в журнальчике не было и быть не могло соответственной темы и ее визуализации.

Социальные плакаты куда почаще ведали о вреде алкоголя, курения, призывали тушить свет, сберегать народное богатство и соблюдать технику сохранности. Редчайший агитационный плакат о повышении рождаемости («А я желала создать аборт», 1961 г., А. Добров), изображающий счастливую мама со здоровым упитанным малышом, очевидно, предназначался дамским консультациям, а не центральной печати.

Сначала социум заинтересовывало не здоровье дамы совершенно, а ее здоровье репродуктивное, при этом это касалось русских гражданок от Москвы до самых до окраин — отсюда бессчетные плакаты о колхоpных/промышленных яслях, фельдшерско-акушерских пт, дамских консультациях и детских больницах, куда счастливые мамы в малицах, тюбетейках и вышиванках несли собственных румяных грудничков.

«Камасутра через замочную скважину» В СССР обсуждали секс, измены и сплетни. Как люди смеялись над самыми запретными темами?

Призывал к увеличению рождаемости плакат «Один ребенок — отлично, два — лучше» ( 1968 г., В. Степанов) — один из почти всех схожих, восходящих к идее А. Макаренко о том, что «однодетная семья не имеет признаков коллектива, она очень мала для этого».

Тема абортов в «Крокодиле» и совсем конфузливо табуировалась: журнальчик не спешил брать на себя ни просветительские, ни морализаторские функции. При всем этом опосля постановления от 5 августа 1954 года с учетом статистики детской и материнской смертности дам закончили преследовать за аборты — и через десятилетие количество искусственных прерываний беременности превысило отметку в 6 млн в год; и еще долгие десятилетия аборт оставался для большинства единственным средством контрацепции. Разумеется, что нет в «Крокодиле» и зрительных образов общественного сиротства, деток на попечении страны.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»