В онлайн-кинотеатрах Wink, Okko и «Иви» 14 апреля (а скоро и на «РЕН ТВ (Телевидение (греч. — далеко и лат. video — вижу; от новолатинского televisio — дальновидение) — комплекс устройств для передачи движущегося изображения и звука на расстояние)») выходит снятый при поддержке Института развития веба сериал «Разящий луч» с Иваном Колесниковым и Дарьей Мороз. «Лента.ру» ведает, как история соперничества СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) в гонке за лазерные технологии нежданно дает создателям проекта возможность перевоплотить сердитый жанр шпионского боевика про прохладную войну в практически карнавальный фарс.
1970 год. На научной конференции в Германии погибает ведущий русский физик-лазерщик Костырин. У ученого было нездоровое сердечко, но в КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP - центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год) все равно подозревают вмешательство из-за океана. В Вашингтоне тем временем разоблачен сдававший Советам секреты американской разведки агент ЦРУ (Центральное разведывательное управление США - агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан). Проще говоря, с шахматной карты прохладной войны одна за иной слетают пешки — а означает, противоборство спецслужб 2-ух сверхдержав вот-вот наберет обороты. И на Лубянке, и в Лэнгли разламывают голову над тем, каким будет последующий шаг противника.
Повод для обострения — новейшие разработки в сфере военного лазера. При этом галлактического
Тем удивительнее, что в центре данной большенный и хитроумной геополитической игры оказывается обычный столичный валютчик Ким Никаноров (Иван Колесников) — завсегдатай ресторанов и коридоров «Интуриста», человек в не по-советски цветастой рубахе, прошлый студент того самого Костырина, на квартире которого по доброте покойного доктора он привечал женщин и остальных спекулянтов. Для чего променявший физику на валюту юный человек может пригодиться родине? А это полковник КГБ (Комитет государственной безопасности CCCP - центральный союзно-республиканский орган государственного управления Союза Советских Социалистических Республик в сфере обеспечения государственной безопасности, действовавший с 1954 по 1991 год) Семагин (Кирилл Гребенщиков) вымыслил, пригрозив Киму уголовкой за спекуляции, ввести его в лабораторию нобелевского лауреата Басова (Евгений Харитонов), чтоб через него сливать дезинформацию грезящим скрытыми русскими разработками янки.
Кадр: сериал «Разящий луч»
Естественно, «Разящий луч», в фильмографии коллектива сценаристов которого бытуют профильные «СМЕРШ», «Операция "Мухаббат"», «Диверсант» и даже «Переведи ее через Майдан», дает подабающее избранному жанру шпионского боевика, разворачивающегося на пике прохладной войны. Исторический момент, в который разворачиваются деяния, избран метко. У власти в США (Соединённые Штаты Америки - государство в Северной Америке) — Никсон, в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) — Брежнев, Америка все еще барахтается во Вьетнаме, а Альянс еще не опустился в эру застоя, и его наука (как, вообщем, и спецслужбы) переживает реальный расцвет. Самое время для сюжета о попытках ЦРУ (Центральное разведывательное управление США - агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан) выведать русские технологические секреты. Как кажется на 1-ый взор, более-менее обычного для российских шпионских детективов, в массе собственной все еще восходящих к угрюмой классике русского телеэкрана — «Щиту и клинку» и «Мертвому сезону».
Вопреки ожиданиям, «Разящему лучу» удается изумить
Уже к двадцатой минутке первой серии становится разумеется, что сценаристы и опытнейший режиссер Алексей Мурадов совсем не так серьезны в воззвании с материалом, как подразумевает этот сюжет. Криминальная жизнь денежного спекулянта Никанорова раз за разом дает им повод как для драматичности, так и для бодреньких погонь и конфронтаций на улицах брежневской Москвы, которые Мурадов раз за разом снимает при помощи комиксного полиэкрана. Выбиваются из канона и персонажи спецслужб, которые заместо безликих и свирепо крутящих желваками наизловещих фигур в казенных пиджаках тут стают людьми с чувством юмора и парадоксальной оперативной находчивостью.
Кадр: сериал «Разящий луч»
Опостылевший реализм, с которым почаще всего снимают шпионские детективы, стремительно отступает перед полетом сценарной фантазии и рвению к остроте сюжета. И это еще до возникновения в сюжете спецагента ЦРУ (Центральное разведывательное управление США - агентство Федерального правительства США, основной функцией которого является сбор и анализ информации о деятельности иностранных организаций и граждан) с позывным Леонардо в фирменном выполнении Дарьи Мороз. Она и совсем выводит все происходящее на уровень фарса: обычные кошки-мышки с двойными и тройными агентами разоблачают себя как подлинный и абсурдный карнавал.
Кадр: сериал «Разящий луч»
Необычным образом самым очевидным референсом «Разящего луча» оказываются творения Гая Ричи, тоже превращающего хоть какой типовой сюжет в комедийный экшн с комиксным нутром. Разве что заместо убей тут знакомый любому постсоветскому человеку арго российских силовиков напополам с профжаргонами валютчиков и ученых. Тем сериал Мурадова заодно делает ненамеренный апгрейд традиционной формулы брежневского времени: пространство заезженной дихотомии физиков и лириков занимает несколько наиболее непростая система из физиков, службистов и трикстеров. Попутно «Разящему лучу» — и это при всем его легком отношении к большенный истории — удается достигнуть и совершенно нежданного эффекта. В абсолютно ином свете стает заявленная через десятилетие опосля событий телесериала рейгановская доктрина «Звездных войн», — кто понимает, быть может, фантазии янки о галлактических лазерах могли быть куда наименее смехотворными, если б в настоящей жизни у их фигурировал собственный доктор Басов.