В Рф с 2023 года практически на третья часть подросло число людей, которые интересуются магией и обращаются к эзотерическим практикам. Особенной популярностью у людей стали воспользоваться карты Таро. Тарологи, в свою очередь, дают особые расклады на все случаи жизни, обещая посодействовать в отношениях, карьере, денег и даже покупке жилища. Приобретают колоды и сами россияне, жадная их тыщами на маркетплейсах. Таро стали постоянным атрибутом посиделок с друзьями и даже корпоративов. Откуда взялось это желание — выяснить будущее и перехитрить судьбу? Ответ на этот вопросец дает книжка Марины Голубевой «История гаданий и пророчеств. От ворожей и подблюдных песен до астрологии и карт Таро». «Лента.ру» с разрешения издательства НЛО публикует отрывок.
Всеведущее Таро
Рационализм, соответствующий для большей части XX века, в конце 1990-х годов отдал трещинку, и люди с энтузиазмом начали возрождать древнейшие эзотерические и магические учения. А там, где познаний не хватало, щедро восполняли пробел своей фантазией, творя уже новейший пласт легенд. Что касается предсказательных практик, то самую большую популярность обрели возрожденные карты Таро. И это понятно: гадание на картах существенно проще и доступнее, чем танцы с бубном для вызова духов либо же принесение в жертву ягненка, чтоб погадать на его внутренностях. Ну и карты эстетичнее, что важно для современных оккультистов и гадалок.
<...>
Общие принципы гадания на картах
В любом виде гаданий (в отличие от предсказаний) употребляется система знаков.
Гадатель устанавливает связь меж этими знаками и явлениями реальности. Почаще всего эта связь достаточно прозрачная и базирована на ассоциациях — связях, спонтанно возникающих в сознании человека меж некоторыми знаками либо видами и настоящими вещами и явлениями. В гаданиях обычно употребляются самые обыкновенные ассоциации по сходству каких-либо признаков.
К примеру, в старину, раскидывая бобы, гадальщица «назначала» белоснежные бобы знаками чего-то неплохого (фортуны, благополучного финала, добродетели и т. д.). Темные символизировали дурное: беду, проблема, опасность и пр. Красноватые бобы, естественно, символизировали кровь (внутренняя среда организма, образованная жидкой соединительной тканью. Состоит из плазмы и форменных элементов: клеток лейкоцитов и постклеточных структур: эритроцитов и тромбоцитов), а означает, и родственников, любовь и женитьбу. А на долю пестрых бобов отводилась символика суеты, огромного количества дел и различных заморочек. Содержание пророчества зависело от того, как и в которых сочетаниях расположатся выброшенные рукою гадальщицы бобы. И естественно, большую роль в этом игрались фантазия и прозорливость гадателя, его познание психологии, мира вокруг нас и определенного заказчика.
Символика быть может наиболее сложной, и значение ее изменяется зависимо от культуры, религиозных верований, сущности вопросца и фантазии гадателя. Так, красноватый цвет может означать достояние и власть, а белоснежный — непорочность и святость. Но, так либо по другому, знаки постоянно условны, а гадание в этих критериях прописывается правилами, которые в древности задавали сами гадатели, а позже эти правила стали частью традиций, передавались из поколения в поколение, записывались в особых гадательных книжках либо тетрадках. Но это не означает, что процедура гадания и выводы, которые делает гадальщица, не могут изменяться. Любой прорицатель волен в собственном выборе, который ограничен лишь текущей ситуацией, богатством его воображения и интуицией.
Все это касается и гадания на игральных картах, у каких огромные способности в плане пророчеств.
В отличие от бобов, цветных камушков либо потеков воска, карты дают гадателю и символику цвета, и различные зрительные образы, дополненные атрибутами, которые тоже имеют свое символическое значение
Идет речь конкретно о игральных картах, которые получили в Европе распространение в XIV веке, когда стали популярны карточные игры. Сначало легенда о их происхождении говорила, что сама игра и расписные картонки были выдуманы для полоумного короля Карла VI (1368-1422) сначала XV века, но упоминания о картах встречаются и ранее. «1-ое документальное весть (...) относится к 1379 году. Итальянский живописец Николо Кавеллуццо заносит под сиим годом в хронику собственного родного городка последующее весть: "Введена в Витербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб"».
Предположительно, в Европу карты попали от арабов, а те, в свою очередь, заимствовали их у индусов. Но самые старенькые карточные игры описаны в Старом Китае, так что, возможно, он и является родиной игральных карт.
Игры оказались так интересными, что захватили почти всех состоявшихся людей, которые, попавшись в эту ловушку, оставались без состояния, влезали в долги, лишали наследия отпрыской
И, естественно, карточные игры были провозглашены выдумкой беса и осуждены церковью и светской властью. Подобная ситуация сложилась и в Рф, где увлечение игрой в разноцветные бумажки распространилось в XVII веке. Уложение 1649 года предписывает с игроками в карты поступать «как писано о татех», другими словами лупить их кнутом, рвать ноздри и рубить им руки и пальцы. Указом 1696 года велено было обыскивать всех заподозренных в данной нам губительной страсти, «и у кого карты вытащат, лупить кнутом».
Но это никак не воздействовало на популярность игры, невзирая на то, что приобрести колоду было тяжело, стоила она недешево, потому что рисовалась вручную либо вручную раскрашивались гравюрные оттиски.
К слову, те же 1-ые карты и легли в базу выдуманных позже Таро. В арабской колоде отсутствовали изображения людей в силу того, что это запрещалось исламом, потому на картах были четыре варианта изображений, соответственных четырем мастям: Клинки, Посохи, Кубки и Пентакли, также известные как Монеты, потому что пентаграмма изображалась в круге.
Позже европейские аристократы, заказывая художнику карты, желали, чтоб они были покрасивее, и на картинах возникли изображения людей в разной одежке с цветами либо клинками в руках и даже звериные и башни готических крепостей. Потому рисунки стали именовать дамами, королями, маршалами (тузами) и пажами (валетами).
Понятно, что игры были различные и колоды тоже различались по количеству карт, но масти добавлялись пореже. Наибольшая (арабская) колода состояла, как и современное Таро, из 78 карт, включавших 56 младших картинок и 22 старшие. Но большая часть игральных колод было гораздо меньше и соответствовало современным 54 картам: 52 главные и два джокера.
Карты стали так модным аксессуаром, что аристократы заказывали парадные портреты с картами в руках
Такое колоритное обилие знаков на маленьких картонках не могли не увидеть гадатели, которых было много в городках средневековой Европы. При случайном раскладе можно было получить большущее число композиций, а разноцветные картинки пробуждали массу ассоциаций. Тем наиболее что безбедные люди проникались энтузиазмом к такому гаданию, а запреты лишь подогревали энтузиазм.
Для гадания использовались различные колоды, какого-то эталона не было, и пророчества также были соединены с возникавшими у гадателя вольными ассоциациями. Темные и красноватые масти обрели надлежащие цветам значения, дамы с королями стали указывать на парней и дам, тузы — на важные действия, пажи (валеты), как и полагается прислуге, стали отвечать за ежедневные дела и всякие бытовые мелочи. Значения низших карт изменялись, но важны были не свойства, а чутье, интуиция гадателя, его познание жизни и того круга людей, для которых он раскладывал колоду.
О этом писал российский этнограф и фольклорист Иван Петрович Сахаров (1807-1863), отмечавший, что в Рф XIX века увлечение гаданием на картах всераспространено в городках, где сиим обычно занимаются дамы, владеющие опытом и неплохими познаниями круга собственных клиентов.
Гадальщицы, отлично разбирающиеся в людях, в подготовительной беседе просто определяли не только лишь задачи собственных клиентов, да и их надежды, желания, расположенность к определенным поступкам. И так как гадальщицы «работали» с определенным кругом людей, они хорошо знали и происшествия их жизни, ведь сплетников, готовых поделиться с ворожеями информацией, постоянно хватало. А далее все тоже шло по заблаговременно предусмотренному плану.
«Удачное открытие ворожейки везде разносится и притом постоянно в увеличенном виде; беда же прячется от стыда и беспомощности. Страсти всюду берут перевес; но в картах еще наиболее видно их владычество. Люди, обманутые ворожейками пару раз, не картам приписывают свои беды, но постоянно сторонним происшествиям, и при первом слухе о новейшей, расчудесной ворожейке массами бегут в покои обманщицы и веруют в карты», — писал Сахаров.
Хранящаяся в музее «Клойстерс» нидерландская колода из пятидесяти 2-ух карт — редчайший эталон уцелевшего на сто процентов игрального набора XV века
Судя по сочинениям различных исследователей XIX века, о гадании конкретно на картах Таро в Рф не знали, хотя обыденные игральные употребляли обширно. Ну и в Западной Европе конкретно Таро вошли в моду уже в конце XIX века, частично из-за увлечения мистицизмом и в связи распространением легенд о данной нам колоде карт.
История Таро: легенды и действительность
Сначало карты Таро, либо Тарот, были известны как колода для пользующейся популярностью игры, при этом, возможно, одной из первых карточных игр. Называлась игра тарроки (тароччи) либо Tarocchini; соответственно, и колода карт стала называться так же. Показавшаяся в Италии игра начиная с XV века получила обширное распространение в Германии, Франции и остальных странах Западной Европы. И до сего времени известна французская игра таро (jeu de tarot) со взятками для 4 игроков. Это единственная сохранившаяся до наших дней обширно всераспространенная карточная игра, использующая полную 78-листовую колоду традиционного Таро.
Соответственно, и гадатели охотно употребляли эти карты, которые сначало включали четыре масти. Рисунки имели, обычно, аллегоричное содержание либо изображали пользующиеся популярностью в то время фигуры из древней мифологии, алхимические знаки и пентакли. Возможно, эта символика, избранная живописцами только из эстетических суждений, и придала колоде Таро особенный магический смысл.
Карта Таро «Царица Кубков» из итальянской колоды XV века
Легенды о древности Таро и их особенном волшебном значении возникли сравнимо поздно — в конце XVIII века, а заложил базу этих легенд французский астроном и оккультист Антуан Кур де Жебелен (1728-1784). В 1781 году вышла его книжка «Первобытный мир», в крайней главе которой утверждается, что Таро всходит к египетской традиции. Он представил, что слово «Таро» переводится с древнеегипетского как «Путь царя». Так как колод с различными изображениями было много, де Жебелен настоящей назначил ту, что была известна как «Марсельское Таро». Изобретателем карт и гадания по ним французский оккультист считал Тота-Гермеса, сказочного создателя древних герметических книжек, которого алхимики именовали своим Верховным магистром. Конкретно Тот, согласно легендам, изобрел магию, языки, письменность и счет, также изобразил портреты всех богов.
Кур де Жебелен в собственном сочинении даже заявил: «Если б сделалось понятно, что до наших дней сохранилось некоторое сочинение старых египтян, одна из книжек, избежавших варварского ликвидирования... книжка, излагающая их самые беспримесные и достойные внимания учения, то любой, вне сомнения, страстно пожелал бы ознакомиться со настолько незаурядным и драгоценным произведением». Листами таковой египетской «книжки», согласно Жебелену, и является Таро.
Все это было только плодом воображения французского оккультиста. Лишь не так давно открытые сокровища Старого Египта потрясали воображение Кур де Жебелена, но ничего определенного он не знал, ну и знать не мог, потому что прочесть египетские иероглифы был не в состоянии (их расшифровали уже опосля его погибели) и в самом Египте не был, даже из Парижа не выезжал. А на данный момент уже достоверно понятно, что ни в которых письменных источниках Старого Египта ни о чем схожем картам Таро не упоминается.
Иным персонажем, сыгравшим важную роль в распространении легенд о магии карт Таро, был парикмахер Жан-Батист Альетт (Alliette) (ок. 1738-1791), который промышлял гаданием на картах. Видимо, под впечатлением от прочитанного сочинения Кур де Жебелена он, взяв псевдоним Эттейллá (Etteilla), опубликовал серию эссе о пользующейся популярностью игре. И потому что карты он употреблял не только лишь для игры, то решил «реконструировать “первоначальную” форму рисунков на картах
Даниэль Николаус Ходовецкий «Гадание на картах», начало XIX века
Таро, типо искаженную гравером Жебелена. Руководствуясь быстрее эстетическими, нежели научными соображениями, Альетт разукрасил персонажей Таро в согласовании со вкусами собственной эры, также наделил их новенькими, нестандартными атрибутами и занес в изображения астрологические и каббалистические элементы».
Эта доведенная до поистине «древнеегипетского» совершенства колода и стала употребляться в гадании. Да и она не сохранилась в неизменности, в картинки арканов вносились коррективы, когда маленькие, а когда и значительные. Соответственно, различные колоды получали свои в той либо другой степени пафосные наименования, к примеру «Таро Золотой Зари».
В истинное время существует огромное количество различных направленных на определенную тематику колод Таро, в том числе по мотивам «Гарри Поттера», славянских легенд и даже с котиками. Это свидетельствует о том, что провозглашенное в XIX веке священным гадание вновь перевоплотился просто в пользующуюся популярностью игру. Хотя и на данный момент много тех, кто относится к Таро серьезно и стремится сохранить древние традиции, правда, с увлечением повторяет легенды о древнеегипетском происхождении этого гадания. Исходя из убеждений фанатов Таро, подтверждение их связи с старыми магическими культами обязано придать им больший авторитет.