21 фото
В Центре фото имени братьев Люмьер началась выставка 1-го из самых влиятельных фотографов ХХ века Ги Бурдена. Ученик такового классика, как Ман Рэй, француз начал свою карьеру в 1950-х — и за последующие три десятилетия произвел реальную революцию в съемке моды, рекламы и коммерческой фото. Его снимки хранятся в коллекциях институций уровня Музея Виктории и Альберта в Лондоне и MoMA в Нью-Йорке — и на выставке в Москве представлено наиболее 50 самых именитых его работ. Наилучшие снимки Бурдена — в галерее «Ленты.ру».
Выставка «Ги Бурден. Следуй за мной» идет в столичном Центре фото имени братьев Люмьер до 17 мая
Родившийся в 1928-м Ги Бурден обучился фото, когда в конце 1940-х служил во французских ВВС (Военно-воздушные силы (флот) (ВВС, ВВФ) — вид Вооруженных сил государства, в функции которого входит борьба с противником, находящимся в космосе, воздушном пространстве, на земле, на поверхности моря и под водой, а также транспортировка десанта, доставка имущества и вооружения, воздушная разведка, разведка погоды при помощи летательных аппаратов). Сначала последующего десятилетия он, увлеченный сюрреализмом, по легенде, не один раз обивал пороги студии классика этого течения в фото Ман Рэя — и не один раз получал от ворот поворот, пока в некий момент тот все таки не впустил напористого юного человека в свою мастерскую, а потом и совсем не брал над ним шефство.
Воздействие Ман Рэя, ветерана нескольких революционных для искусства ХХ века течений — от дадаизма до сюрреализма — Бурден пронес с собой через всю карьеру в фото. При этом проявлялось оно не только лишь и не столько в манере выстраивать место кадра либо нарратив для серии снимков, да и в самом подходе к собственной работе: классик предоставил Бурдену личный пример абсолютной творческой свободы, которой фотограф отрешался поступаться даже на бессчетных коммерческих проектах.
Свою первую съемку для Vogue Бурден провел еще в 1950-х — шокировав публику фото моделей в антураже парижского мясного рынка. В редакцию немедля посыпались письма возмущенных обывателей — что не воспрепядствовало сотрудничеству журнальчика и Бурдена продлиться еще наиболее 3-х десятилетий.
Модель Николь Мейер так говорила о этом снимке, являющемся одним из самых узнаваемых в портфолио Бурдена: «Ги щелкнул меня на Полароид на мосту Майами и попросил держаться прямо напротив его объектива, а позже повторить то же самое, но сидя на корточках. С помощью графического действия «картинка в картинке» как будто оживала на разворотах — читатель мог открыть и закрыть мои ноги, просто перевернув странички».
Фирменный стиль Бурдена — гипертрофированно калоритные, драматически, практически театрально срежиссированные снимки моделей, а часто и одних только частей их тела, как как будто отделенных от собственных обладательниц, — навечно пережил и маркетинговые кампании, и журнальчики, для которых они выполнялись.
Бурден в собственном творчестве наследовал не только лишь работам остальных фотографов, да и литературой, синематографом, традиционным и современным искусством. Посреди самых тривиальных источников его вдохновения — киноленты Луиса Бунюэля и Альфреда Хичкока, картины Рене Магритта либо, как на этом снимке, Эдварда Хоппера.
Бурден одним из первых работающих с рекламой фэшн-фотографов отказался от идеи незапятанной репрезентации продукта — предпочитая ей нарративные, подразумевающие историю, сюжет и атмосферу кадры.
Для неких из самых узнаваемых собственных кадров — на которых дамские ноги находятся раздельно от тела, что современный зритель может счесть эффектом, достигнутым в постпродакшне, — Бурден отпиливал ноги у манекенов, потом помещая их в уже обмысленное место кадра.
«Для бесконечности не существует ни времени, ни времени для вечности, но я преобразую красоту в мрамор, который в свете ночи, нескончаемой ночи, будет светиться, светиться бессмертно», — гласил Бурден.
«С зарисовок и заметок Ги будут воссозданы сцены и воспроизведены идеи. Тогда была доцифровая эпоха. И изготовления к тому, чтоб вышла фото, могли занимать часы либо даже деньки, но любой этот денек был путешествием, и все участники ощущали, что в воздухе царила мистика», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.
Фото Бурдена практически постоянно говорят историю — пусть нередко и обрывочную и даже трагическую в собственной фрагментарности. Подобно почти всем фотографам собственного времени, он любил киноленты Хичкока — и в особенности его концепт «макгаффина», неживого, часто остающегося необъясненным объекта, вокруг которого вертится сюжет.
Невзирая на то что обувь нередко оказывается крайним, что замечаешь на бессчетных снимках Бурдена для рекламы бренда Charles Jourdan, с которым он сотрудничал с 1960-х и который предоставил ему полную творческую свободу, в самой компании считают, что конкретно его работа принесла Charles Jourdan известность и реализации. Воздействие фото Бурдена для Charles Jourdan просто рассмотреть и в рекламе Christian Louboutin.
Бурдена, как и его коллег такого же времени, таковых как Хельмут Ньютон, часто винили в мизогинии — он, вообщем, стремился совсем не к тому, чтоб эксплуатировать настоящую женскую красоту, а к тому, чтоб в собственных кадрах изучить темную изнанку действительности, демонстрировать, как разворот в модном журнальчике может служить время от времени отражением мечты, а время от времени — ужаса.
«Эти изображения есть в своей Вселенной. Ги Бурден имеет возможность создавать фото, которые попадают в убедительный, ощутимый физический мир, который мы признаем, но при всем этом они глубоко проникнуты неосязаемым и неуловимым настроением таинственности, неизвестности и кавардака. Мощная сила его творчества заключается в противоречии меж тем, что мы лицезреем и признаем, и тем, что мы ощущаем и воображаем», — писал о снимках Бурдена аукционист и историк Филипп Гарнер.
«Тыща губ сжала край этого стакана. Какие губки? Губки лгуна, романтические, догматические губки. Губки, которые целуют. Губки, которые соблазняют», — писал о этом снимке сам Ги Бурден.
Для съемок данной маркетинговой кампании Шарля Журдана Бурден попросил сделать огромный муляж одной из туфель (на что, по легенде, ушло целое дерево) — получившийся же снимок отсылает к текстам возлюбленного фотографом Льюиса Кэрролла, который также был одержим зеркальными отражениями, сокрытыми смыслами и мыслью угрозы фантазии.
«В Ги было что-то неповторимое. Его рвение к совершенству в сочетании с его сюрреалистическими мыслями присваивали съемкам необыкновенную атмосферу. Он постоянно отрисовывал картину, придумывал свои таинственные раскадровки — не непременно их расшифровывал, но я добровольно шла на все это, и мне нравилось быть частью особенного сценария: мейкап, воображение, волнение, шум камеры, мигание вспышки, очарование всего этого», — вспоминала о работе с Бурденом модель Николь Майер.
«Ги попросил меня, чтоб я стояла как куколка на всеобщем обозрении. Одетая в розовую атласную комбинацию, я стояла совсем без движения, пока вентилятор дул на шелковую бумагу и приподнимал мой подол… Любому кадру постоянно уделялось много внимания. Это не значило, что спонтанности не было. Ги задавал тон, придумывал декорации и провоцировал реакцию в кадре, что было весьма похоже на работу режиссера. Его фото по сути похожи на кадры из кинофильма. В их постоянно находится элемент напряженности, ожидания — так же, как неоконченная история держит вас в ожидании развязки», — говорила Николь Майер о истории сотворения этого кадра.
По-настоящему культовой фигурой в мире не только лишь маркетинговой фото, да и современного искусства Бурдена сделала ретроспективная выставка в музее Виктории и Альберта в 2003 году — при жизни, вообщем, он напористо отрешался от того, чтоб представлять свои снимки в галерейном пространстве, предпочитая быстротечный и скоропортящийся медиум маркетингового разворота в журнальчике. Он даже присылал свои снимки редакторам с четкими указаниями насчет того, где конкретно на полосе они должны быть размещены.
«Ги Бурден весьма молод. Это уже играет ему на руку. Когда он пришел в фотографию, у него вышло это естественно, подобно тому, как листья дерева тянутся к солнцу. Я не могу сказать, что у Бурдена есть что-то принципиальное, чтоб показать нам. Я не люблю созодать комплименты. Тем не наименее, я могу подтвердить, что Ги Бурден вдохновенно стремится к тому, чтоб быть больше, чем просто неплохим фотографом», — гласил о собственном ученике Ман Рэй, воздействие которого отлично приметно на этом снимке.
«Мои изображения — всего только случайности. Я не режиссер, а просто посредник варианта», — гласил Бурден.