10 фото
Вашингтонские галереи искусства Азии Freer|Sackler представили выставку «Современная Япония: Фото из коллекции Глории Кац и Уилларда Хайка». В экспозицию вошли снимки ведущих японских фотографов XX века: Эйко Хосоэ, Сёмэя Томацу, Хироши Хамая, Масахисы Фукасэ и Дайдо Мориямы. По словам кураторов, основным фокусом выставки стали поиски собственного места в быстро меняющейся стране. Наилучшие кадры — в галерее «Ленты.ру».
Хосоэ — наикрупнейший японский фотохудожник XX века. Центральной темой его творчества сделалось тело человека — через портреты Хосоэ пробует показать духовные терзания объекта. В 1963 году он для серии «Наказание розами» фотографировал оголенным писателя Юкио Мисиму: эта серия, в какой верно выслеживаются садомазохистические мотивы, принесла Хосоэ славу конструктивного фотографа. Для серии «Симмон: личный пейзаж» Хосоэ снимал перформанс Симона Ёцуя, актера знаменитой андерграундной театральной группы Jokyo Gekijo.
Серия снимков «Кама-итати» стала коллаборацией фотографа с хореографом и основоположником танцевального жанра буто Тацуми Хидзикатой. Хосоэ снимал его перформанс на фоне сельского пейзажа. Фотокнига по итогам съемки была в первый раз издана в 1969 году и заполучила культовый статус. Хосоэ следовал за Хидзикатой по северной Стране восходящего солнца и запечатлевал его спонтанные танцы, в каких тот нередко использовал местных обитателей и фермеров — действо было вдохновлено фигурой кама-итати — беса из японского фольклора.
Томацу — влиятельная фигура в послевоенной фото Стране восходящего солнца, основоположник нескольких фотошкол вкупе с иными фотохудожниками. Первой значимой работой фотографа стала серия портретов представителя либерально-демократической партии Стране восходящего солнца от префектуры Фукуи — за нее он получил премию «Японского объединения фотокритиков». Работы Томацу нередко географически обоснованы: как серии, так и отдельные выставки фотографа обычно посвящены определенному месту — префектуре либо городку Стране восходящего солнца.
Хамая — один из более узнаваемых на Западе японских фотографов. Он стал первым японцем, вошедшим в кооператив Magnum Photos. В 1955 году одну из его фото куратор Нью-Йоркского музея современного искусства (МОМА) включил в выставку «Род человечий», которая была показана по всему миру — ее посетили девять миллионов человек. Невзирая на то, что Хамая много путешествовал, прославили его снимки, изготовленные в Стране восходящего солнца. Он родился в 1915 году и застал страну в самые сложные периоды ее истории.
В собственных снимках Уэда соединяет воединыжды сюрреалистичные композиционные элементы и реалистическую документацию японского пейзажа. Практически все свои снимки фотограф сделал в границах 350 км, окружающих его родную префектуру Тоттори. Местные песочные дюны он считал безупречным фоном для собственных портретов, в том числе групповых, нередко изготовленных в квадратном формате и практически постоянно — прямо до самых поздних шагов карьеры — изготовленных на черно-белую пленку.
Фукасэ — один из известнейших фотографов Стране восходящего солнца. Он начал снимать в 1960-х годах, а в 1992 году в его жизни произошла катастрофа: выпивая в одном из заведений в Синдзюку, токийском квартале бардовых фонарей, опьяненный Фукасэ свалился с лестницы бара и получил повреждение мозга (центральный отдел нервной системы животных и человека). Фотограф 20 лет оставался недееспособным, то и дело впадая в кому, — прямо до собственной погибели в 2012 году. Все эти 20 лет к архивам Фукасэ не было доступа, и лишь опосля его кончины миру раскрылись сотки снимков, которые принесли ему славу необычного гения.
Хамая пережил войну и застал период разрухи опосля поражения Стране восходящего солнца. Он гласил о том, что его главной целью было запечатлеть обычный уклад страны, деревни и сельское хозяйство в том виде, в каком, как он осознавал, они скоро не станут существовать. Главной философией фотографа было отречение от политического взора в пользу общего гуманизма.
Морияма прославился уличными фото, в особенности ночными пейзажами бедствующих районов Токио. Он нередко снимал актеров театров кабуки, членов криминального мира на черных улицах городка. Главными приемами, создающими неподражаемую атмосферу фото Морияма, стали высочайшая контрастность и размытость изображения.
В 1941 году Уэда оставил профессию фотографа, не хотя становиться военным репортером, но в конце 2-ой мировой войны все таки был обязан взяться за камеру — ему пришлось заснять последствия пожара. Опосля войны он узрел в газете объявление о фотоконкурсе — и это принудило его вновь ощутить внутри себя силы возвратиться к работе.
Серия «Вороны» (множественное от «ворон», а не «ворона») в оригинале именуется «Одиночество ворона» — и конкретно эти монохромные, сумрачные снимки принесли Фукасэ репутацию конструктивного фотографа. Фукасэ употреблял птицу как метафору собственного одиночества. Позднее, в 1982 году, он даже гласил, что сам «стал вороном». Спустя несколько 10-ов лет альбом «Вороны» признали наилучшей фотокнигой всех времен. Для фотографа серия символизировала отчаяние, в которое он впал опосля развода с супругой. Ее звали Ёко, и с ней Фукасэ прожил 12 лет, посвятив ей большенный альбом, нареченный ее именованием. В японской мифологии ворон — существо, несущее разрушение, предвестие неспокойных, тревожных времен. Фукасэ нередко ворачивался к знакомому мотиву в поздние годы собственной очень рано оборвавшейся карьеры.