Тру-краймом именуют основанный на настоящих событиях контент про злодеяния. А именно, к нему относятся истории маньяков и их жертв. Такие произведения стращают и веселят, как аттракционы, ведь они разрешают заглянуть в голову ожесточенных убийц и оказаться за кулисами правосудия. Популярность тру-крайма вырастает: любой год выходят новейшие документальные киноленты, посвященные правонарушителям. «Лента.ру» ведает, почему тру-крайм так нравится людям, как возник и развивался этот жанр, за что его критикуют и в чем его полезность.
Что такое тру-крайм
Тру-крайм — это документальный жанр массовой культуры, который ведает о настоящих грехах: как и для чего их сделали, кто пострадал, как находили виновника.
В целом сущность жанра отражена в его же заглавии — оно представляет собой кальку с британской фразы true crime, что переводится как «истинное грех».
Нужно различать тру-крайм от художественных произведений по мотивам настоящих злодеяний. В тру-крайме постоянно употребляют настоящие документальные материалы — к примеру, интервью с участниками событий, записи из суда, истинные показания
Жанр быть может обличен в всякую форму медиаконтента: сериал либо кинофильм, книжку, подкаст либо YouTube-ролик.
«Тру-крайм обрисовывает случаи причинения вреда невинным людям: убийства, опасности жизни, акты насилия, предательство, обман, также ситуации, когда невиновный человек оказывался в кутузке заместо реального правонарушителя. Обычно создатель стремится раскрыть мотивацию правонарушителя, его образ мышления и последовательность принимаемых решений», — объясняет «Ленте.ру» клинический психолог, член Ассоциации профессионалов в сфере контекстуально-поведенческой науки, эксперт онлайн-школы «Психодемия» Алена Алехина.
Невзирая на то что тру-крайм может говорить о всех грехах — мошенничестве, воровстве, похищениях — важная роль все таки отведена историям о маньяках и серийных убийцах.
Исследования проявили, что основная аудитория тру-крайма — дамы: конкретно они почаще всего читают такую литературу и внимают подобные подкасты. Создатели исследовательских работ пришли к выводу, что дамы посильнее парней боятся насилия, а поэтому пробуют обезопасить себя этими историями: при помощи их они желают осознать мотивы и поведение преступников, чтоб не стать жертвой, и знать, как действовать в схожих ситуациях.
История жанра
Памфлеты из тюрем
1-ые тру-крайм истории возникли еще в XVI веке — когда началось развитие печати. Тогда в Англии стали популярны памфлеты о грехах тех, кого приговорили к экзекуции, — собственного рода преступные репортажи. Обычно это были книги объемом в 6-24 странички, без переплета, наподобие газеты.
Один из создателей схожих памфлетов — капеллан Генри Гудкол, с 1620 по 1636 год работавший в Ньюгейтской кутузке. В те времена это была основная кутузка Великобритании, а Гудколу приходилось исповедовать самых отъявленных преступников. Впечатленный их рассказами, священнослужитель выдумал записывать истории заключенных и публиковать их.
Управление кутузки тоже выпускало бюллетени о казнях, в каких рассказывались биографии заключенных. Бюллетени потом соединили в «Ньюгейтский справочник». Это книжное издание в 6 томах содержало биографии и описания злодеяний XVIII-XIX веков. «Ньюгейтский справочник» воспользовался таковой популярностью, что его можно было отыскать в любом доме — вместе с Библией.
Истории о заключенных и их грехах часто появлялись в газетах XVIII-XIX веков
Преступные газеты и памфлеты были популярны в Великобритании и США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) и в XIX веке, когда развивалась преступная журналистика. В новостях бытовые злодеяния тогда обрисовывали только в общих чертах, и в противовес этому появилась новенькая тенденция — глядеть на злодеяния как на объект общественного исследования. В пример можно привести очерк «Посещение Ньюгейта» (1836) Чарльза Диккенса и произведение «Как из экзекуции устраивают зрелище» (1840) Уильяма Мейкписа Теккерея, где создатели размышляют о казнях и грехах, которые к ним привели.
1-ая тру-крайм книжка
Совсем из газет в литературу жанр перебежал в XX веке.
Одной из первых книжек в жанре тру-крайм именуют южноамериканский роман «Хладнокровное убийство» Трумена Капоте. Это описание настоящего дела — убийства семьи Клаттеров в 1959 году в городке Холкомб, штат Канзас
Писатель начал собирать материал еще до того, как убийц изловили. Капоте провел собственное расследование, был на связи с детективами, допрашивал соседей погибших. Когда убийц задержали, он общался с ними прямо до момента экзекуции.
Роман «Хладнокровное убийство» заходит в перечень «100 наилучших детективных романов всех времен». При всем этом, сохраняя черты художественного произведения, он все равно приближен к тру-крайму: все герои бытуют под настоящими именами, а действия воссозданы так, как их обрисовывали очевидцы.
«Золотой век серийных убийц»
В 1970-х в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) начался так именуемый «золотой век серийных убийц», который продлился прямо до 2000-х годов. Серийные убийцы существовали и до этого, но конкретно с 1970-х их злодеяния стали получать широкую огласку — тогда же возник и сам термин.
Бум серийных убийств в 1970-х годах в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке): предпосылки
По воззрению исследователей, на «расцвет» серийных убийств в 1970-х в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) воздействовали несколько причин. Из-за экономического кризиса в американских городках снизился уровень жизни и выросла преступность. Медиа начали почаще писать о таковых грехах: убийцы становились знаменитостями и побуждали последователей.
Совместно с тем опосля сексапильной революции поменялось отношение к дамам и интимной жизни — порнуха стала доступной и пропали некие моральные запреты.
К тому же большая часть серийных убийц тех пор были детками в период 2-ой мировой войны либо сходу опосля нее. Они нередко сталкивались с домашним насилием, ведь мужчины ворачивались с фронта травмированными на физическом уровне и психологически.
Необходимыми для становления тру-крайма стали процессы над Чарльзом Мэнсоном и «семьей», Тедом Банди, Джоном Уэйном Гейси и иными. Судебные заседания завлекали внимание журналистов, но разобрать парадокс серийных убийц в рамках репортажа было трудно. Потому действиям посвящали книжки: Джентри Буглиози сказал про трибунал над Мэнсоном в книжке «Helter Skelter: Правда о Чарли Мэнсоне», а Теду Банди посвящена биографическая драма Энн Рул «Незнакомец рядом со мной».
Телевидение
В 1980-1990-х годах со страничек газет и книжек тру-крайм {перемещается} на телеэкраны. Расследования и судебные заседания стают популярны у телезрителей вместе с мыльными операми: в их тоже есть драма, лишь участники — настоящие люди.
В 1994-1995 годах вся Америка следила за делом О. Джея Симпсона: пользующегося популярностью футболиста подозревали в убийстве супруги и ее друга. Трибунал продолжался девять месяцев и был заполнен драматическими событиями — к примеру, погоню за Симпсоном при задержании демонстрировали в прямом эфире. За судебным действием наблюдали до 150 миллионов телезрителей — практически 60 процентов янки тех пор.
В Рф тру-крайм стал популярен опосля распада СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) — в 1990-2000-е годы, когда преступные хроники возникли на телевидении. Примерные примеры: передачи «Преступная Наша родина», «Следствие вели», «Человек и закон»
Подкасты и стриминги
В 2010-х тру-крайм завоевывает и веб. Реальный бум жанра произошел в 2014 году — журналистки Сара Кениг и Джули Снайдер запустили подкаст Serial, который задал моду на преступные истории в формате аудио.
С развитием стриминговых платформ также набрали популярность тру-крайм телесериалы. Самым влиятельным в этом плане стал Netflix. Его документальный сериал «Создавая убийцу» оказался так удачным, что платформа начала заказывать тру-краймы практически о любом большом убийстве и маньяке. Лишь в 2016 году на Netflix вышли 126 кинофильмов и телесериалов этого жанра.
Опрос в 2022 году показал, что половина янки обожают тру-крайм, а 13 процентов и совсем именуют его возлюбленным жанром.
В 2023 году тру-крайм стал самым пользующимся популярностью жанром в американских подкастах. Ему уступили подкасты про политику, поп-культуру и дела.
Что касается Рф, то тут в 2020 году начал выходить подкаст «Дневники Лоры Палны». Он стал самым известным тру-крайм подкастом на российском языке. В его рамках журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев разбирают звучные убийства различных государств и времен, пробуют составить психический портрет преступников, приводят показания очевидцев и представления криминалистов.
Иной русский создатель тру-крайм подкастов — журналистка Саша Сулим. Вначале она написала серию статей про «Ангарского маньяка» Миши Попкова и потом на базе собранных материалов выпустила книжку в жанре тру-крайм «Безлюдное пространство». А уже в октябре 2022 года Сулим стала ведущей тру-крайм подкаста «Дела», любой выпуск которого был посвящен серийному убийце либо определенному злодеянию.
Также в крайние годы русские стриминги выпускают много телесериалов, основанных на настоящих убийствах. Так, сериал «Фишер» ведает про серийного убийцу Сергея Головкина, Андрею Чикатило посвящен «Чикатило», «Ангарскому маньяку» — «Неплохой человек» и «Тень Чикатило». Тем не наименее эти телесериалы недозволено отнести к тру-крайму, потому что они сняты как художественные произведения по мотивам настоящих событий — без реальных свидетельств, с придуманными персонажами и сюжетными допущениями.
Детективы из веба
Веб дозволил людям не только лишь слушать либо глядеть тру-крайм, да и проводить расследования без помощи других, а потом говорить о их в блогах.
Одному из таковых расследований посвящен южноамериканский документальный сериал «Руки прочь от котиков»: интернет-детективы решили вычислить изверга, который истязал котят и выкладывал это в веб, а в итоге посодействовали отыскать реального маньяка.
А в 2021 году веб начал расследовать исчезновение американки Габби Петито: люди объединялись в группы, методично изучали ролики и фото девицы, выдвигали теории того, что с ней случилось.
22-летняя Габби Петито была тревел-блогером. В 2021 году она отправилась в путешествие по национальному парку Гранд-Титон в США (Соединённые Штаты Америки — государство в Северной Америке) со своим женихом и в течение долгого времени числилась пропавшей без вести. Единственным подозреваемым был ее жених Брайан Лондри.
Во время расследования детективы-любители изучали фото и видео, изготовленные Габби, разбирали ее дела с женихом, пробовали взять интервью у семьи Лондри, а некие блогеры даже повторяли путь Петито.
В итоге Лондри свел счеты с жизнью. В его дневнике ФБР (Федеральное бюро расследований — американское ведомство при министерстве юстиции США, подчиняется Генеральному прокурору) отыскали подтверждения того, что конкретно он убил Габби Петито. Расследование закрыли в 2022 году.
Такие любительские расследования завлекают внимание к злодеяниям, но могут и навредить. Общество начинает давить на полицию, может запутать следствие и из-за ошибки устроить травлю невинным людям.
Секрет популярности
Учит замечать опасность
Выживание старых людей зависело от того, как отлично они замечали опасности. Те, кто не направлял внимания на опасность, погибал, те, кто распознавал ее, выживал и передавал свои гены потомкам. Это привело к тому, что мозг (центральный отдел нервной системы животных, обычно расположенный в головном отделе тела и представляющий собой компактное скопление нервных клеток и их отростков) современных людей чувствителен к признакам угрозы, отмечает Алена Алехина.
Одно из проявлений данной индивидуальности — завышенный энтузиазм к безнравственным поступкам и тем, кто их совершает. Конкретно потому люди обожают детективные истории, анонсы про скандалы, хорроры и тру-крайм.
При помощи историй тру-крайма мы понимаюм, как действуют и ведут себя правонарушители — а означает, можем выяснить такое поведение, если столкнемся с ним в настоящей жизни
Тру-крайм дозволяет узреть, какие опасности есть и когда пора принимать конструктивные меры предосторожности, подчеркивает в общении с «Лентой.ру» психолог Lahta Clinic Оксана Загальская. По ее словам, произведения тру-крайма работают как метод самозащиты и предотвращения злодеяний.
Дает эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) и неопасный адреналин
Также тру-крайм вызывает всплеск адреналина и дозволяет пережить стресс (неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз) в контролируемых критериях. Человек получает мощные эмоции (Эмоции отличают от других видов эмоциональных процессов: аффектов, чувств и настроений) и воспоминания.
Мы быстро погружаемся в ситуацию, в какой рушатся наши представления о сохранности, переживаем бессилие, тревогу, кошмар, чтоб потом испытать облегчение — ведь все ужасное вышло не с нами. Мы не жертвы и не правонарушители. Это аттракцион погружения в черную сторону жизни. Весьма жутко, но охото повторить
В свою очередь режиссер Лолита Наранович разъясняет: драматургия хоть какого кино, в том числе и тру-крайма, построена специально таковым образом, чтоб зритель ощущал сопричастность увиденному.
«Мы чувствуем то же, что испытывает герой. Грубо говоря, мы примеряем на себя его роль и испытываем от этого адреналин. Люди, которым его не хватает, занимаются экстремальными видами спорта или глядят тру-крайм, ведь он постоянно щекочет нервишки», — гласит она «Ленте.ру».
Дозволяет почувствовать контроль
Тру-крайм гарантирует справедливость. Какие бы ужасные действия ни происходили, в конце виновник будет наказан, и добро одолеет зло. В жизни так происходит не постоянно.
«В эру, заполненную опаской и неопределенностью, люди отыскивают методы совладать со своими ужасами. Может быть, конкретно сиим разъясняется завышенный энтузиазм к жанру тру-крайм. Он дозволяет нам, зрителям, ощутить контроль над ситуацией, укрепить веру в торжество справедливости и получить ответы на вопросцы, которые нас тревожат», — замечает Алена Алехина.
Указывает, как работает правосудие
У тру-крайма есть и научно-популярная функция. Он указывает, как работает система правосудия и какие ошибки она допускает. Как отыскивают, задерживают и допрашивают преступников, как проходит трибунал, как работают кутузки.
Спрос рождает предложение?
Энтузиазм зрителей к тру-крайму принуждает создавать больше подобного контента, в итоге чего же выходит замкнутый круг спроса и предложений. Лишь в 2020 году Netflix выпустил наиболее 25 кинофильмов и телесериалов о настоящих грехах.
«Это постоянно коммерчески удачные проекты: так как это нужно зрителем, продюсеры будут снимать больше таковых кинофильмов, чтоб больше заработать. При этом тут уже трудно осознать, что первично, а что вторично, — энтузиазм зрителя к такому контенту либо коммерческий энтузиазм продюсеров. <…> Людям будут давать то, что они обожают, поэтому что это приносит средства», — гласит режиссер Лолита Наранович.
Полезность жанра
Самозащита
Изучая злодеяния и расследования через тру-крайм, люди выяснят о дилеммах общества, соображают, как работает правосудие и что такое криминал. Как следствие, они могут лучше оградить себя и близких от ситуаций, в каких оказались жертвы произведений.
Материалы этого жанра могут провоцировать критичное мышление, увеличивать культурный уровень и помогать людям развивать осознание сложных вопросцев
Помощь жертвам злодеяний
Такие произведения завлекают внимание к жертвам злодеяний и их семьям, подталкивают общество помогать и соболезновать им.
«Тру-крайм истории могут оказывать терапевтический эффект на тех, кто сам стал жертвой злодеяния. Они дают возможность пережить и преодолеть ужас, также узреть справедливое наказание для правонарушителя», — добавляет Алехина.
Не считая того, завышенное внимание общества к определенным делам дозволяет убедиться, что расследование прошло без ошибок и приговор вынесен честно.
Вред тру-крайма
Восприятие убийства как утехи
Перевоплощение катастрофы в развлечение и «чувственный туризм» привело к обсуждениям о этике. Увлекаясь захватывающей историей, можно запамятовать о том, что она произошла с реальными людьми, а означает, их боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение) и мучения были настоящи.
Время от времени тру-крайм может искажать действительность событий, чтоб создать их наиболее драматичными либо захватывающими. Это может привести к тому, что зрители будут принимать злодеяния как что-то интересное, а не как ужасающий акт насилия
Эксплуатация жертв и их семей
Сомнения вызывает и финансовая эксплуатация жертв и их семей — как этично употреблять чужое горе для заработка?
Не считая того, время от времени создатели тру-крайма в процессе сотворения произведения докучают жертвам и их близким, мешают их восстановлению и даже наносят новейшие травмы, подчеркивает Алехина. В остальных же вариантах создатели тру-крайма, напротив, делают свои произведения без согласия участников истории, тем также нарушая их личные границы.
Романтизация преступников
Предметом неизменных споров становится вопросец: может ли тру-крайм романтизировать убийц и преступников?
Как считают специалисты, таковая опасность есть, если убийца в истории представлен как жертва событий, а его деяния изображаются в симпатичном свете.
Представление преступников как харизматичных либо чарующих личностей может привести к тому, что некие зрители либо читатели начнут симпатизировать им либо даже восторгаться ими, не беря во внимание вред и боль (физическое или эмоциональное страдание, мучительное или неприятное ощущение), которые они причинили
По ее словам, таковой же эффект возникает, когда создатели запамятывают поведать историю жертвы и уделяют внимание лишь правонарушителям.
«Чтоб предупредить романтизацию злодеяний и беспощадности в тру-крайме, принципиально обеспечить баланс в представлении материала, уделять внимание последствиям злодеяний для всех участников, включая жертв и их близких, и подчеркивать нехорошие нюансы криминальной деятельности, в том числе ее действие на общество и правосудие», — уверена Загальская. Она добавляет, что для таковых историй непременно необходимы возрастные ограничения.
Броский пример того, как работает романтизация правонарушителя — история Трумена Капоте. Разрабатывая роман «Хладнокровное убийство», Капоте брал интервью у убийц и общался с ними так нередко, что в итоге сдружился с одним из их, Перри Смитом. Позже Капоте признавался: «Я весьма отлично осознавал обоих, а к Перри я испытывал гигантскую симпатию».
Искажение картины мира
Исследователи отмечают, что тру-крайм меняет восприятие системы правосудия. Ради художественного эффекта создатели могут заменять факты слухами и жертвовать точностью ради драмы.
«Большая часть тру-крайм историй обрисовывают убийства, из-за чего же у зрителей этого жанра может складываться воспоминание, что подобные злодеяния происходят весьма нередко. Это может добавочно увеличивать тревогу и содействовать появлению новейших страхов. Но в действительности убийство — достаточно редчайшее явление», — показывает Алена Алехина.
Не считая того, правосудие — масштабная система, все детали и принципы которой непосвященному человеку тяжело принимать. Тру-крайм для наглядности может упрощать действительность и искажать представление о том, как работает следствие либо трибунал.
Пока нет данных о том, может ли просмотр контента в жанре тру-крайм быть небезопасен для психологического здоровья. Но, естественно, не стоит глядеть истории о насилии, если они вызывают весомый дискомфорт, увеличивают тревожность и провоцируют бессонницу
Известные произведения в жанре тру-крайм
Киноленты и телесериалы
- «Создавая убийцу» (Netflix, 2015-2018) — сериал обхватывает 30 лет и ведает историю Стивена Эвери. Он провел 18 лет в кутузке за изнасилование, которого не совершал, вышел на свободу и опять сел — за убийство.
- «Руки прочь от котиков! Охота на интернет-убийцу» (Netflix, 2019) — история о том, как группа интернет-энтузиастов решила вычислить изверга, а в итоге вывела полицию на ожесточенное убийство.
- «Аферист из Tinder» (Netflix, 2022) — документальный кинофильм про жулика Саймона Леваева, который притворялся миллионером и через приложение для свиданий откачивал из дам средства.
Подкасты и YouTube-каналы
- «Дела» — проект, сделанный известной преступной журналисткой Сашей Сулим. Любой выпуск ведает о резонансном злодеянии. Сама Сулим покинула подкаст опосля того, как эксклюзивные права на него заполучил VK, новеньким ведущим стал Василий Бейнарович, создатель блога Faust21century.
- «Саша Сулим» — YouTube-канал журналистки, который она завела опосля ухода из подкаста «Дела». В новеньком проекте Сулим не только лишь ведает о грехах, да и берет интервью у конкретных участников событий: оперативников и следователей, которые вели дела, преступных журналистов, освещавших расследования, клинических психологов и психиатров.
- «Дневники Лоры Палны» — еженедельный подкаст, который выходит с 2020 года. Журналисты Маша Погребняк и Митя Лебедев говорят про убийц со всего мира и пробуют рассматривать их мотивы. Один из самых фаворитных тру-крайм подкастов на российском языке.
- Faust21century — канал на YouTube, где психиатр Василий Бейнарович ведает о звучных злодеяния в различных странах, в том числе в СССР (Союз Советских Социалистических Республик, также Советский Союз — государство, существовавшее с 1922 года по 1991 год на территории Европы и Азии) и современной Рф.
Книжки
- Саша Сулим «Безлюдное пространство. Как ловят маньяков в Рф» — история следствия по делу «Ангарского маньяка». Журналистка Саша Сулим пару лет изучила тему, написала ряд репортажей о этих убийствах и взяла интервью у маньяка Миши Попкова. Главные герои книжки — следователи, которые его ловили, и жертвы.
- Дейв Каллен «Колумбайн». Журналист Дейв Каллен 10 лет писал книжку, посвященную нападению на школу «Колумбайн» в 1999 году — сиим злодеянием потом вдохновлялись проблемные дети по всему миру, включая Россию. В нашей стране это движение признано террористическим и запрещено. Каллен попробовал разобраться в произошедшем, развеять легенды вокруг убийц и проанализировать воздействие, которое нападение оказало на общество.
- Мишель Макнамара «Я исчезну во тьме. Дело о убийце из «Золотого штата»». Писательница была сыщиком-дилетантом и предназначила жизнь поиску человека, который убивал дам в Калифорнии в 1970-1980-х. Мишель Макнамара общалась с выжившими жертвами, собирала подтверждения, общалась с детективами. Она погибла за два года до того, как ФБР (Федеральное бюро расследований — американское ведомство при министерстве юстиции США, подчиняется Генеральному прокурору) отыскало убийцу. По книжке снят мини-сериал, который вышел на HBO в 2020 году.