КнигиНовости

«Это выглядит пугающим». Цензура, культ личности и тотальный контроль

«Это выглядит пугающим». Цензура, культ личности и тотальный контроль

Северная Корея — одно из самых закрытых обществ современного мира. С 1945 года ею правят члены одной семьи. Она находится под полным контролем правящего режима. Границы закрыты, выехать из страны без особенного разрешения недозволено. В конце концов, все граждане должны показывать любовь и верность правящему семейству, по другому их ожидает заключение либо даже смертная казнь. И вся эта система была сотворена основоположником Северной Кореи Ким Ир Сеном. Как ему удалось выстроить один из самых размеренных диктаторских режимов нашей эры? Почему миллионы людей до сего времени почитают его практически как бога? Ответы на эти и остальные вопросцы дает в книжке «Ким Ир Сен: Вождь по воле варианта» историк-кореевед Федор Тертицкий. «Лента.ру» с разрешения издательства «Альпина нон-фикшн» публикует отрывок.

Страна вождя

<...>

В 1967 году Ким Ир Сен начал создавать в стране по-настоящему тоталитарный режим. У новейшего порядка было свое заглавие: «система единомыслия». Это словосочетание смотрится достаточно пугающим, и не напрасно. Система единомыслия предписывала, что с этого момента идеи Ким Ир Сена будут управлять каждым нюансом жизни в стране, что любые дискуссии в отношении их и даже обычное выражение представления, не подкрепленного воззрением вождя, будет неприемлимо. На самом деле, ее создание было провозглашением новейшего, стопроцентно тоталитарного строя. Ким Ир Сен упомянул систему единомыслия в марте 1967 года, сказав, что все процессы, которые разворачивались в стране с 1956 года, привели к ее созданию.

<...>

Первым и основным из 6 столпов был культ Ким Ир Сена. Меньше чем через год опосля «указаний от 25 мая» он затмил культ Сталина, а через пару лет — совершенно все примеры в истории социалистических государств

Еще в 1965 году ранешняя версия культа была апробирована в Ассоциации северокорейских людей в Стране восходящего солнца, которая стала славить вождя с беспримерной доныне интенсивностью. В 1967 году эта новенькая версия культа добралась и до самой Северной Кореи.

До этого всего, имя Ким Ир Сена сделалось в КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) священным. В 1974 году всем тезкам вождя было приказано поменять имя. При любом упоминании в письме либо в печати слова «Ким Ир Сен» следовало непременно выделять особенным шрифтом — обычно жирным либо огромным по размеру, чем остальной текст. К примеру, заглавие головного северокорейского института сейчас записывалось лишь как «Институт имени Ким Ир Сена», а ни при каких обстоятельствах не как «Институт имени Ким Ир Сена». Если человеку требовалось вычеркнуть предложение, содержащее имя вождя, то само имя вычеркивать было недозволено. Заместо этого его следовало поместить в рамку с завитушкой рядом, которая демонстрировала, что имя было написано по ошибке.

Пхеньян изменил даже корейскую грамматику под нужды культа — предложения следовало записывать так, чтоб вождь оказывался в их в доминирующей позиции. В итоге в прессе стали появляться сообщения наподобие такового: «О Величавого Вождя товарища Ким Ир Сена бессмертных традиционных работах газеты, журнальчики и СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) различных государств сказали».

В конце концов, это воздействовало и на преподавание в школах КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) китайских иероглифов. В Южной Корее обычно первыми иероглифами, которые узнавали школьники, были самые обыкновенные: «один» (一), «два» (二) и «три» (三). В Северной Корее преподавание начиналось с иероглифов «золото» (金), «солнце» (日) и «становиться» (成), что просто объяснимо, ведь совместно эти три знака как раз и составляли имя Ким Ир Сена (金日成).

Последующим нюансом культа была титулатура вождя. Титулов у Ким Ир Сена было огромное количество, и их следовало непременно употреблять при упоминаниях о нем. Самым частоупотребимым из их был «Величавый Вождь» либо, как писали в 1970-х годах, «Величавый Вождь революции». Вторым по популярности был «Почетаемый и возлюбленный Вождь». Естественно, в северокорейских текстах можно было повстречать и огромное количество остальных — «Величавый Маршал», «несоизмеримо превосходный человек», «Солнце цивилизации».

Самым длинноватым и пафосным из когда-либо употребленных в северокорейской печати титулов Кима был последующий:

«величавый мыслитель, теоретик и философ, которого цивилизация обрела и высоко почетает в первый раз в собственной полудесятитысячелетней истории, несравнимый патриот, знаменитый герой, блестящий военный стратег, всепобеждающий металлической военачальник, тот, кого, как один человек, глубоко обожают и почетают все люди мира, величавый посреди величавых, почетаемый и возлюбленный вождь товарищ Ким Ир Сен»

В большинстве ситуаций имя Ким Ир Сена недозволено было упоминать просто так, без титула. Одним из редчайших исключений были наименования собраний его сочинений — в духе русской традиции они назывались просто «Избранные работы Ким Ир Сена» либо «Полное собрание сочинений Ким Ир Сена». В других вариантах имя вождя фактически неразрывно соединено с титулатурой, что отражают даже энциклопедии и справочники, издаваемые в КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика).

К примеру, в Большенный корейской энциклопедии биография Ким Ир Сена стояла самой первой статьей, вне алфавитного порядка, а статьи о других вещах, связанных с вождем, начинались не на буковку «к» — первую в слове «Ким», а на буковку «ви» — первую в слове «видэхан» («величавый»), ведь любая статья о Ким Ир Сене обязана содержать в заглавии титул «Величавый Вождь».

Денек рождения Ким Ир Сена, 15 апреля, занял центральное пространство в календаре КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика). В этот денек людям выдавали особенные подарки от страны — от наборов сладостей до дорогой бытовой техники, к примеру, холодильника либо телека. В армии присвоение высших офицерских званий обычно проводилось как раз перед 15 апреля, чтоб этот денек стал и личным праздничком для завышенных в звании.

То, что Ким Ир Сен родился в 1912 году, привело к полному исчезновению из северокорейской культуры обычного китайского календаря с звериными. Причина ординарна — 1912 год был годом Крысы.

В КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) развернулось потоковое создание портретов Ким Ир Сена. Любому из их немедля присваивался статус сакрального объекта. Отрисовывать их имели право лишь портретисты со особым статусом — «живописцы Номера Один». Эти портреты надлежало вывешивать в любом доме либо квартире на необыкновенную стенку, на которой запрещалось располагать что-либо еще. Жилыми помещениями дело не ограничивалось — портреты вывешивались в кабинетах для работы, на заводах, в вагонах открытого в 1970-х годах пхеньянского метро, на улицах — всюду, где лишь можно. Когда школьники получали завтрак, когда пациент выписывался из поликлиники опосля окончания курса исцеления, когда избиратель опускал бюллетень в урну и в почти всех остальных вариантах человек был должен поклониться портрету и поблагодарить Маршала-Отца за его доброту и заботу.

Достаточно часто СМИ (Средства массовой информации, масс-медиа — периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы) КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) докладывали о «героях», погибших, спасая портреты от наводнения либо иной катастрофы, либо даже о тех, кто предпочел кинуть на смерть собственных деток, чтоб спасти портрет вождя

Даже воры в Северной Корее не рисковали воровать эти портреты — правонарушители отлично соображали, что в случае поимки за такое их неизбежно ожидает смертная казнь.

Говоря о портретах, стоит увидеть, что тут пропаганда Северной Кореи столкнулась с неувязкой, связанной с наружным видом вождя. У Ким Ир Сена образовался большенный жировик на затылке. Он был у него еще в 1940-х годах, но со временем продолжал расти. По всей видимости, здесь сыграла роль генетика — у внука Ким Ир Сена Ким Чен Ына имелся таковой же жировик, но его удалили на ранешней стадии. Опухоль (патологический процесс, представленный новообразованной тканью) не представляла опасности для здоровья вождя и, судя по всему, не причиняла ему видимого дискомфорта, но смотрелась неэстетично. Потому на портретах ее, естественно, не было, фотографировать вождя полагалось слева, чтоб жировик не был приметен, а когда избежать этого было недозволено, то фото ретушировали перед публикацией, удаляя с их опухоль (патологический процесс, представленный новообразованной тканью).

Всякую газету с портретом Ким Ир Сена недозволено было не только лишь употреблять для остальных целей (к примеру, завернуть в нее чего-нибудть), но даже мять либо выкидывать

Единственный легитимный метод избавиться от таковой газеты — это ее спалить. В принципе, в этом нет чего-то в особенности северокорейского — мысль о том, что выкидывать священный объект недозволено, а спаливать можно, находится в почти всех культурах.

Не обошел культ и валюту. На самой большой банкноте северокорейской воны выпуска 1979 года был изображен «гений революции, Солнце цивилизации, знаменитый герой, Величавый Вождь товарищ Ким Ир Сен»: эта надпись была помещена сходу под портретом.

Еще одним нюансом культа было сооружение статуй вождя. 1-ые скульптуры Ким Ир Сена возникли в Северной Корее достаточно издавна, еще при русской администрации. Опосля установления системы единомыслия в стране возникли 10-ки новейших статуй, и это если считать лишь самые главные. Любая из статуй становилась объектом поклонения — от местных обитателей требовалось часто кланяться ей и носить к ней цветочки.

Как помнят читатели, еще с конца 1950-х годов Ким Ир Сен увлекался «управлением на местах», и сейчас к посещению вождем что бы то ни было стали относиться как к судьбоносному, историческому событию. Все высказывания Ким Ир Сена, высказанные им во время визита, включая самые незначимые, записывались на бумагу. На их базе позже вырабатывался план действий по выполнению указаний вождя, который вывешивался на стенку и становился главным документом, определявшим работу посещенного Ким Ир Сеном объекта. На парадную дверь прикреплялась табличка с надписью, что такого-то числа такого-то месяца такого-то года Величавый Вождь выполнил тут «управление на месте».

Если августейший визит был уже не первым, табличку обновляли. Если вождь «управлял» несекретным объектом, то о его визите скоро докладывали центральные и местные газеты на собственных первых полосах. Не только лишь само посещение Ким Ир Сеном объекта, да и годовщины визитов числились особенными памятными датами, в которые проводились идейные собрания, а их участники готовили отчеты о процессе выполнения указаний вождя. Не считая того, прессе было дано указание совершенно не докладывать о визитах остальных чиновников на места — освещаться должны были лишь посещения, совершенные Вождем-Папой.

Все предметы, к которым прикасался вождь, становились священными. Если Ким Ир Сен садился на стул либо лавку, то потом стул либо лавка помещались под охрану страны и посиживать на их уже никому не дозволялось. Похожая судьба ждала и ручки, которыми вождь подписывал документы. Для таковых предметов были подготовлены особые бомбоубежища под заглавием «комнаты уважения», в которые полагалось сносить скульптуры, портреты, таблички и остальные объекты культа в случае войны либо чрезвычайной ситуации. В следующие годы Центральная военная комиссия ТПК выпустила официальную аннотацию, в какой прямым текстом говорилось, что в случае войны сперва необходимо не эвакуировать штатское население, а выручать предметы культа, перенося их в «комнаты уважения».

Трудно отыскать такую сферу жизни в КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) эры системы единомыслия, в какой не проявлялся бы культ Ким Ир Сена. В хоть какой научной статье непременно обязана быть цитата из работы вождя, даже если статья написана, к примеру, о арифметике, к которой Ким никакого дела не имел. Все спортсмены КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) должны были постоянно держать в голове о том, что их победы достигаются только благодаря мудрейшему управлению Маршала-Отца, и благодарить его, когда они занимают призовое пространство. Актерам, которые хотя бы раз в жизни сыграли Ким Ир Сена, было на всю жизнь запрещено играться всякую другую роль.

Не считая того, таковой актер не мог рассчитывать на то, что его упомянут в титрах — его имя будет оттуда вычеркнуто, поэтому что разве может обычный смертный быть упомянутым рядом с именованием вождя? Потому имена этих актеров феноминальным образом остаются неведомыми. По неким сведениям, 1-го из их звали Кан Док, но пока что проверить это не представляется вероятным.

Фактически все граждане КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) пару раз в недельку участвовали в идейных собраниях, главной темой которых было прославление Величавого Вождя. Не принимать роли в их могли лишь детки, старики и заключенные.

В стране было произведено неописуемое количество текстов, песен, поэм и книжек о вожде

Совершенно тема величия Ким Ир Сена стала главной во всех публикациях в КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) с большим отрывом от других. 20 марта 1972 года Северная Корея организовала орден Ким Ир Сена, который стал высшей заслугой в стране — выше, чем даже звание Героя КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика). Построенная опосля войны центральная площадь Пхеньяна носила имя Ким Ир Сена еще со времен собственного открытия.

Не стоит забывать и о экономическом нюансе культа. Его поддержание — занятие достаточно драгоценное, в особенности для таковой бедной страны, как Северная Корея. Создание и уход за скульптурами, портретами и иными объектами, сделанными во славу вождя, стоят средств. Время, которое северокорейцы растрачивают на идейные собрания, — это время, вычтенное из рабочего денька либо часов отдыха.

В итоге культ не попросту отражал растущее эго вождя, да и стал основой и центральной частью всей жизни в КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика). За десятилетия опосля 1967 года культ Ким Ир Сена впитал и подчинил для себя северокорейскую экономику, ежедневную жизнь, культуру, образование, историческую науку и даже некие нюансы военной службы. Если поставить впереди себя задачку обрисовать КНДР (Корейская Народно-Демократическая Республика - Корейская Народно-Демократическая Республика) одним предложением, то самым четким было бы, наверняка, «страна культа Ким Ир Сена».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Кнопка «Наверх»