11 фото
Александр Родченко не нуждается в представлениях — не достаточно найдется живописцев, которые занесли таковой вклад в русскую и мировую культуру: один из самых ярчайших творцов российского авангарда, идеолог и основатель конструктивизма, родоначальник русского дизайна и рекламы, превосходный живописец, архитектор, график. На открывающейся 24 января в столичном Центре фото им. братьев Люмьер выставке «Александр Родченко. Из коллекции Still Art Foundation» будет представлена еще одна принципиальная ипостась Родченко, в какой он произвел революцию в мировом масштабе. В искусство фото Родченко привнес конструктивистский подход, через опыты с кадром выразившийся в необычной, изобретательной работе с ракурсами, и оживленную, диагональную композицию. Эти приемы для фотографов 1920-х были сенсационными — и при всем этом они продолжают оставаться животрепещущими до сего времени. «Лента.ру» публикует некие из наилучших фотографических работ Родченко и аккомпанирует их высказываниями и цитатами самого художника. Поглядеть часы работы выставки и приобрести билеты можно на официальном веб-сайте Центра фото им. братьев Люмьер.
Родченко о фото как отдельном виде искусства: «Из подсобной и подражательной — то офорту, то живописи, то ковру — фото, вырвавшись на свою дорогу, вся расцветает и дышит присущими ей запахами. Открываются неслыханные способности…»
Родченко о Владимире Маяковском: «Перед нами вставали видения новейшего мира, индустрии, техники и науки. Мы изобретали и изменяли мир. Мы сделали новейшие представления о красе и изменили само понятие искусства».
Родченко о ракурсах съемки: «В фото есть старенькые точки, точки зрения человека, стоящего на земле и смотрящего прямо впереди себя либо, как я называю — «съемки с пупа», аппарат на животике. Против данной для нас точки я борюсь и буду биться, как это делают и мои товарищи по новейшей фото. Снимайте со всех точек не считая «с пупа», пока не будут признаны все эти точки. Самыми увлекательными точками современности являются «сверху вниз» и «снизу вверх», и над ними нужно работать. Кто их придумал, я не понимаю, но, думаю, они есть издавна. Я желаю их утвердить, расширить и приучить к ним».
Родченко о объектах съемки: «Толчешься у предмета, строения либо человека и думаешь, как его снять: так, так либо так?… Все старо… Так нас приучили, воспитывая тысячелетиями на различных картинах, созидать все по правилам бабушкиной композиции. А необходимо революционизировать людей созидать со всех точек и при всяком освещении».
Родченко о будущем: «Творить новое нужно новенькими средствами выражения. Мы должны создавать и строить во всеоружии современной науки и техники».
Родченко о искусстве: «Пора искусству организованно влиться в жизнь. Долой искусство как драгоценный гранит посреди грязной черной жизни бедняка. Работать для жизни, а не для дворцов, храмов и музеев!»
Родченко о искусстве грядущего: «Искусство грядущего не будет комфортным украшением семейных квартир. Оно будет равно по необходимости 48-этажным небоскребам, потрясающим мостам, беспроволочному телеграфу, аэронавтике, подводным судам и иному».
Родченко о линиях в фото: «Линия есть 1-ое и крайнее как в живописи, так и во всякой конструкции совершенно».
Родченко о будущем фото: «Фото вырастает быстро и завоевывает все отрасли. Фото вырастает и указывает свое право на такое же движение, как живопись. Но этого еще нет… Нужно поднять любовь к фото, чтоб фото собирали (делали фототеки, фотовыставки потрясающего масштаба). Необходимо сделать Международную фотографическую выставку, а не эти, так именуемые салоны. Необходимо выпускать фотогазеты, фотокниги. Фото имеет все права, и она заслужила, чтобы к ней отнеслись с достойным вниманием, как к искусству реального денька».
Родченко о восприятии фото: «Чтоб приучить человека созидать с новейших точек, нужно снимать простые, отлично знакомые ему предметы с совсем нежданных точек и в нежданных положениях, а новейшие объекты снимать с различных точек, давая полное представление о объекте».
Родченко о для себя: «…Он пришел к фото. Темная «лейка» с никелем и стеклом с любовью заработала в его руках. Вот он покажет этот мир. Мир обычный и обыденный — с новейших точек. Вот он покажет и людей, и стройку социализма наиболее усиленно и возвышенно. Вот он будет агитировать фото. За все новое, юное и оригинальное. Но здесь… полет кончился. На сцене снова дежурная лампа. В зале пусто и мрачно. Ни полета… Ни рукоплесканий… Критика обвалилась со всей силой. За формализм, за ракурсы и т. д. Он стал снова одиноким ребенком. Он стал вредным и небезопасным. Ему подражают, но от него отрешаются. Друзья страшатся даже к нему приходить. И он решил уйти… Со сцены фото, разочарованный и усталый».